Биржи идей

15 ноября 2011 г.


Интернет-газета Lenta.Ru (Лента.Ру)


Почему Сбербанк решил позвать сто тысяч россиян для участия в краудсорсинговом проекте? Сколько можно сэкономить благодаря краудсорсингу? Как применить японское бережливое производство в России? На эти и другие вопросы ответила Татьяна Свидунович, начальник управления банковских процессов Сбербанка.

Биржи идей

Интервью с Татьяной Свидунович

Почему вы выбрали метод краудсорсинга, чтобы решать задачи банка? Чем для вас является краудсорсинг?

Основной капитал любой организации – это люди. Сейчас уже мало кто спорит с этим утверждением. Для банка значимость человеческого капитала существенно выше, чем для промышленной или добывающей компании, ведь мы не обладаем запасами ресурсов или оборудованием. И наша задача использовать человеческий капитал максимально эффективно. Как это сделать? Мы обратились к опыту мировых лидеров.

Особое внимание было уделено опыту компании Toyota. Нас не только заинтересовало всем известное бережливое производство, но, может быть, более значимое для Сбербанка понятие "гемба". Гемба – это место, где создается ценность или оказывается услуга. И одно из главных правил компании Toyota: "Если возникла проблема – иди туда, где эта проблема возникла, (гемба) и найди решение на месте". Для Сбербанка гемба – это наши отделения, где обслуживаются наши клиенты. Именно там ключ к решению многих проблем. И лучше всех об этом знают сотрудники, которые там работают и каждый день сталкиваются с этими проблемам. Мы не можем постоянно присутствовать почти в 20 тысячах отделений, но мы можем дать возможность каждому сотруднику дать предложение по решению проблемы. Именно эта идея и легла в основу "Биржи идей".

Мы открыли свою внутреннюю "Биржу идей" в 2009 году. Она основана на инициативе каждого сотрудника – подать предложение может каждый. Это – первый этап реализации технологии "краудсорсинга" (использования мощи коллективного разума для решения задач). Практика двух лет работы подтвердила правильность нашего решения. Более 110 тысяч участников, почти 90 тысяч предложений, коллективы соавторов, бурные дискуссии и безудержная фантазия авторов. И на выходе эффект более 7 миллиардов рублей от внедрения предложений. Это ли не лучшее доказательство эффективности механизма краудсорсинга?

Для нас "Биржа" – это целый мир. Сложный, увлекательный, огромный и прекрасный. Работать напрямую с большими группами людей крайне сложно, но без опоры на этот ресурс, большинство идей, рожденных в головах кабинетных специалистов, обречены на неудачу. Мы это поняли и намерены расширять наш опыт в этой области. Проект "Сбербанк-21" – это новый этап в освоении технологии краудсорсинга и выход на принципиально новый уровень….

Представители Сбербанка ранее говорили о том, что рацпредложения от сотрудников помогли сэкономить им большую сумму…

Это действительно так. Именно благодаря предложениям "с мест" удалось внедрить многие технические новшества или существенно расширить возможности существующих продуктов.

У нас не так много технологических прорывов (хотя мы и строим крупнейший в Европе МЕГА-ЦОД, который объединит данные о всех наших клиентах в одной базе) и основной эффект достигается за счет быстрого внедрения большого числа небольших улучшений.

Например, предложили объединить три заявления в одно, или организовали бригадную работу с пластиковыми картами и PIN-конвертами. Каждое такое предложение сэкономит 2 минуты рабочего времени сотрудников и уменьшит время ожидания клиента. Казалось бы, мелочь. Но с учетом частоты повторения таких операций и масштабов сети Сбербанка общий эффект получается громадным. Из-за такого эффекта было введено ограничение по максимальной сумме выплаты автору предложения – 50 тысяч рублей, если предложение может быть внедрено во всем банке.

Внедрение предложений, прошедших через "Биржу идей" за 2 года работы, принесло банку 7 миллиардов рублей. Авторы предложений получили вознаграждение в размере 8,1 миллиона рублей. Также, мы проводим конкурсы для активных участников инновационной деятельности. Победителей ждет весомое вознаграждение. В 2011 году мы выплатили 15 миллионов рублей …

(Интервью напечатано с сокращениями)

Источник: Интернет-газета Lenta.Ru (Лента.Ру) – http://lenta.ru/articles/2011/11/11/svidunovich1/