Идеи ваши – деньги…тоже ваши. Как НЛМК мотивирует сотрудников

14 декабря 2021 г.


Портал «Липецкмедиа»


Из «Золотого теленка» мы хорошо знаем формулу «бензин ваш – идеи наши». А как вам такой вариант – «идеи ваши – деньги… тоже ваши»? Согласитесь, звучит заманчиво. И, самое интересное, что это на какая-то фантастика, а вполне реальная практика, реализуемая уже несколько лет на НЛМК.

Каждый сотрудник предприятия имеет возможность внести в созданный на комбинате «Банк идей» свое предложение по развитию производства. И, если окажется, что оно несет экономический или технический эффект, автора инициативы щедро вознаградят. Подробнее о том, как работает такой стимулирующий механизм, рассказала вице-президент по операционной эффективности группы НЛМК Екатерина Елетина.

- Расскажите подробнее о «Банке идей» НЛМК. Часто ли сотрудники пополняют его новыми предложениями?

- На сегодня в банке насчитывается порядка 29 тысяч идей. Считаю, что это очень серьезная цифра. И из всего этого объема 7% предложений имеет доказанную экономическую эффективность. Их авторы получили премии в размере от 100 до 300 тысяч рублей, а некоторые и вовсе стали миллионерами. Важно подчеркнуть, что если какая-либо идея не признает экономически эффективной сразу, это не значит, что на ней ставят крест. Не всякий эффект можно просчитать в моменте, и некоторые предложение еще могут быть полезными в будущем.

- В чем вы видите главную пользу Банка Идей для компании?

- Прежде всего, он качественно изменил нашу корпоративную культуру. У каждого человека всегда есть хорошие мысли о том, как и что можно улучшить в его работе. Но не всегда эти мысли доходят до реализации. У наших же сотрудников есть Банк Идей - простой и понятный инструмент подачи и реализации своих идей.

Это действенный стимул постоянно задумываться о том, что можно улучшить в рабочем процессе. Причем не важно, касается ли это только его рабочего места, или каких-то более сложных производственных структур. А это уже качественно иное отношение к делу, которое ведет к профессиональному росту каждого работника и, следовательно, всей компании.

По сути, это взаимовыгодное сотрудничество: человек улучшает компанию, компания «улучшает» развивает человека, поощряет его заслуги. И от этого польза всем и компании, и автору.

- Кто чаще всего подает в банк идеи?

- Простые рабочие. Причем некоторые уже делают это на постоянной основе. Можно сказать, что они стали профессиональными рационализаторами. Некоторые подают в «Банк» по 100 и больше инициатив в год. Подавать идеи – это у нас хороший тон, часть нашей культуры.

- А какой путь проходят подаваемые в банк идеи?

- Каждую идею оценивают эксперты. Проверяют насколько она безопасна, эффективна и инновационна. Если идея признается соответствующей этим критериям, ее принимают на реализацию, и назначается человек, ответственный за ее воплощение в жизнь. От момента подачи до реализации проходит, в среднем, 28 дней. То есть сотрудник зарегистрировал свою идею в Банке Идей, а, примерно через месяц, она уже работает.

- Вы уже много раз упомянули об экономическом эффекте от идей. А какими суммами он обычно измеряется?

- Бывают даже идеи, эффект от которых равен крупным инвестиционным проектам. Но дело тут не только в деньгах. Реализация каждой из таких идей серьезно повышает мотивацию сотрудников. Причем всех, а не только автора успешного предложения. Люди следят за успехами коллег и стремятся в следующий раз добиться такого же результата. И этот процесс уже не остановить.

- То есть у вас нет опасений, что идеи могут рано или поздно иссякнуть?

- Конечно, нет. Любое производство – это сложнейшая система. А в каждой сложнейшей системе неизбежно будут возникать проблемы, требующие нестандартного подхода к их решению. Для нашей компании это особенно актуально, потому что НЛМК постоянно развивает и совершенствует свою производственную культуру, свою производственную систему

И суть нашей производственной системы заключается в том, чтобы увидеть, где работа построена не эффективно и предложить решение по ее улучшению.

Можно сказать, что деньги лежат буквально под ногами, многие их просто не видят. Мы учим своих сотрудников видеть эти потери и применять к ним правильные инструменты.
В этом наш успех – все сотрудники постоянно улучшают свою компанию. Не раз от раза а, как говорится, 24 на 7 на каждом рабочем месте. Именно при таких условиях эффективность компании растет не скачками, а показывает непрерывный устойчивый рост.

И количество идей говорит об этом красноречиво. За последние несколько лет их количество увеличилось в 7 раз.

- В какой точке сейчас находится это развитие?

- Оно неразрывно связано с нашей производственной системой, которая внедряется в компании уже более 15 лет. Сейчас уже можно со всей уверенностью сказать, что она стала важнейшим элементом нашей корпоративной философии. Руководители стали внимательнее прислушиваться к сотрудникам. Многие проблемы стали решаться быстрее и эффективнее. И это дает основания надеяться на такие же хорошие результаты и в стратегической перспективе.

Но что еще важнее, система развивает наших людей, а это долгосрочные вложения. Нам важен человек с большими компетенциями и с большой мотивацией, поэтому постоянно учим, развиваем людей, даем новые инструменты эффективности.

Кстати успешный, активный автор – это как правило и в жизни успешный, разносторонний человек.

Источник: Информационно-справочный портал СМИ Липецкой области «Липецкмедиа»