Инновациям открывают окно

27 марта 2017 г.


Газета «Гудок»


Новая система увеличит экономический эффект от новаторских предложений

Приём инновационных идей от работников компании отныне будет осуществляться по принципу «одного окна». Об этом заявил старший вице-президент – главный инженер ОАО «РЖД» Валентин Гапанович на проходившем на минувшей неделе заседании Совета главных инженеров железных дорог.

«Окно» это виртуальное на корпоративном портале РЖД. Войти в него может каждый сотрудник компании. Оно позволит каждому новатору отслеживать процесс продвижения своей идеи, превращения её в реальный проект и последующей его реализации. После завершения в текущем году интеграции электронной системы управления предложениями «4И» с автоматизированной системой проектного мониторинга (СПМ), с помощью которой осуществляется управление проектами бережливого производства в ОАО «РЖД», весь цикл продвижения идеи от её подачи в систему до внедрения и тиражирования на сети будет полностью автоматизирован. Пилотный проект единой системы уже реализован на Приволжской железной дороге и дал большой эффект. Как подчеркнул Валентин Гапанович, «одно окно» облегчит доведение её до реализации, минуя бюрократические процедуры. С помощью системы «4И» это можно сделать быстро, не отходя от своего рабочего компьютера, а при необходимости и посредством собственного айпада или смартфона.

В систему «4И» можно вводить и рационализаторские предложения, и проекты «Бережливого производства». К слову, среди инженеров возникла дискуссия по этому поводу. В частности, начальник Центра инновационного развития ОАО «РЖД» Александр Зажигалкин отметил, что рационализаторская деятельность, повышая эффективность работы компании, может считаться частью программы «Бережливое производство». По его словам, только за минувший год экономический эффект от рационализаторской деятельности составил около 618 млн руб. При создании благоприятных условий этот эффект может возрасти в разы. Одним из таких условий, по его мнению, как раз и станет система «одного окна» для подачи рацпредложений и идей.

По мнению главного инженера станции Жигулёвское Море Куйбышевской дороги Антона Кейдунова, внедрение «одного окна» существенно улучшит рационализаторскую деятельность, «облегчит жизнь» и самим новаторам. Для многих из них главный камень преткновения – бумажная волокита. Так, в прошлом году работники станции пытались оформить рацпредложение – составили заявку, провели расчёты, но для подтверждения экономического эффекта потребовалось собрать много документов и подписей.
«Если упростить и оцифровать порядок рассмотрения проектов, рационализаторов станет значительно больше, – уверен Антон Кейдунов. – Идей у нас много. Вот лишь одна: на станции Жигулёвское Море планируется оснастить вагонные весы системой видеонаблюдения, чтобы осматривать крыши и верхние люки. Дело в том, что из-за контактного провода подниматься на вагон нельзя. Система видеонаблюдения существенно повысит качество коммерческого осмотра и обезопасит приёмосдатчиков груза и багажа».

В свою очередь, заместитель начальника Департамента технической политики – начальник отдела Артур Акопян отметил, что не нужно смешивать бережливое производство с рационализаторством.

Программа «Бережливое производство» охватывает более широкий спектр деятельности. А рационализаторские предложения направлены прежде всего на совершенствование технологических процессов, и в отдельных случаях они могут носить спонтанный характер. Системная работа в рамках программы «Бережливое производство» даёт куда более ощутимые плоды. Так, экономический эффект по итогам прошлого года составил порядка 670 млн руб. А в текущем году ожидается его рост до 800 млн руб. Этому будет способствовать новая система мотивации участников программы «Бережливое производство»: с нынешнего года фонд премирования увеличится за счёт части средств от подтверждённого экономического эффекта по реализованным проектам.

Несомненно, свою роль сыграет и внедрение единой интегрированной системы по приёму идей и предложений в «одном окне», в которой можно дать описание предлагаемой идеи – относится она к бережливому производству или к рацпредложениям. Целесообразность такого шага обусловлена ещё и тем, что и за реализацию программы «Бережливое производство» и за рационализаторскую работу отвечают одни и те же лица – главные инженеры предприятий и структурных подразделений компании, резюмировал старший вице-президент ОАО «РЖД» Валентин Гапанович.

Сергей ЕВСЕЕВ
Дмитрий ПОПОВ,
соб. корр. «Гудка»
Самара

Источник: Газета «Гудок», выпуск № 48 (26187) 27.03.2017