Лучше дешевле да лучше

28 Сентября 2018 г.


Газета «Восточно-Сибирский путь»


Весомый экономический эффект приносят не требующие значительных затрат проекты улучшения

Заместитель главного инженера ВСЖД по Северобайкальскому территориальному управлению Александр Иванов уверен, что бережливое производство на предприятиях региона становится всё более актуальным и популярным.

– Александр Иванович, выполнению каких задач способствует участие структурных подразделений, дислоцирующихся в границах Северобайкальского региона, в программе бережливого производства? С какого времени они задействованы в ней? Что это были за проекты?  К каким улучшениям привело применение инструментов бережливого производства?

– Важнейшим направлением деятельности любой компании в текущих экономических условиях является снижение расхода всех видов ресурсов и совершенствование производственных и управленческих процессов. Внедрение принципов и методов бережливого производства представляет собой одну из самых эффективных концепций устойчивого повышения производительности. Предприятия Северобайкальского региона в рамках участия в проекте бережливого производства видят своей задачей непрерывную работу по повышению эффективности своей деятельности.

Построение экономичной и эффективной производственной системы было начато предприятиями региона в 2013 году. Тогда в перечень пилотных подразделений по внедрению технологий бережливого производства, согласно распоряжению начальника дороги от 24.01.2013 № ВСЖД-43р, были включены эксплуатационное вагонное депо Северобайкальск, путевая машинная станция № 303 из Кичеры, Северобайкальский участок Восточно-Сибирской дирекции по тепловодоснабжению, а также производственные участки ТЧР Братское на станциях Лена и Северобайкальск.

Первые проекты, разработанные в эксплуатационном вагонном депо Северобайкальск и путевой машинной станции № 303, были направлены на анализ ключевых технологических процессов, выполняемых предприятиями, и сокращение в них непроизводительных потерь времени на выполнение операций. При этом к каждому процессу был применён комплексный подход по внедрению мероприятий: использование системы 5s для упорядочивания хранения деталей, изготовление вспомогательного оборудования собственной разработки, замена действующих механизмов на более мощные, исключение нерационального перемещения персонала и оборудования путём реорганизации рабочего пространства.

Пилотные проекты Северобайкальского участка дирекции по тепловодоснабжению были направлены на повышение надёжности систем теплоснабжения и водоотведения. Например, благодаря внедрённой в 2013 году в помещениях ДСП автоматизированной сигнализации об аварийном отключении насосов и электрокотлов была обеспечена бесперебойная работа систем отопления постов ЭЦ и электрокотельных по участку Лена – Небель. Также она исключила риск затрат на восстановительные работы при размораживании системы отопления.

– Какова динамика разработки проектов в границах региона? К каким улучшениям они привели? На каких предприятиях особенно активно используются принципы бережливого производства?

– Несмотря на то, что Северобайкальский регион присоединился к реализации программы бережливого производства только в 2013 году, уже в 2014-м полигон внедрения технологий расширился: все структурные подразделения региона были вовлечены в реализацию проектов по совершенствованию производственных процессов.

Необходимо отметить, что возрастает не только количество участников и количество проектов. Из года в год увеличивается и экономический эффект от реализации проектов улучшений, что является показателем повышения качества и содержательности разрабатываемых проектов.

Если посмотреть в разрезе хозяйств, то особое внимание в компании уделено реализации мультифункциональных проектов, нацеленных на устранение потерь в ключевых сквозных технологических процессах, где  лидерами, как правило, являются предприятия движенческого и локомотивного комплекса, вагонного хозяйства.

В нашем регионе активными участниками в работе по повышению эффективности перевозочной деятельности являются Северобайкальский центр организации работы железнодорожных станций и эксплуатационные локомотивные депо, совместные проекты которых направлены на повышение эффективности использования локомотивных бригад и локомотивного парка, сокращение времени непроизводительного простоя локомотивов, повышение технической скорости, рациональное использование тяговых ресурсов, уменьшение времени оборота вагонов и нахождения груза в пути.

Принципы и методы бережливого производства активно используются каждым подразделением региона, и реализация даже небольших функциональных проектов способна принести предприятию ощутимый эффект.

– Реализация функциональных и мультифункциональных проектов бережливого производства, включённых в план-график этого года, утверждённый начальником ВСЖД Василием Фроловым, идёт полным ходом. Насколько актуально бережливое производство сегодня? Сколько проектов  будет реализовано в течение 2018 года и какие уже внедряются? Какие корректировки в технологических процессах  они подразумевают? Какими подразделениями? На достижение каких целевых показателей направлены улучшения производственных процессов?

– Актуальность и популярность бережливого производства на предприятиях Северобайкальского региона только возрастает. Это обусловлено пониманием, что применение его принципов позволяет без использования значительных затрат добиться сокращения непроизводительных потерь и обеспечить повышение эффективности работы сразу в нескольких направлениях.

В нынешнем году подразделения, осуществляющие свою деятельность в границах Северобайкальского региона, запланировали реализовать 9 мультифункциональных, 17 функциональных и 23 тиражируемых проекта бережливого производства с общим ожидаемым экономическим эффектом более 16 млн руб. В разрабатываемых проектах решаются задачи по двум основным направлениям: оптимизации процессов и улучшению технологии. На сегодняшний день утверждено 45 проектов улучшений.

– Одна из главных задач, которая поставлена перед структурными подразделениями, задействованными в программе бережливого производства, заключается в достижении  с помощью улучшения технологического процесса максимального экономического эффекта.  Какие проекты, рассмотренные в нынешнем году рабочими группами предприятий, отвечают этому требованию? На достижение какого общего  экономического эффекта ориентированы проекты?

– Перспективным с точки зрения наибольшего вклада в экономический эффект является проект эксплуатационного вагонного депо Северобайкальск по организации транспортировки литых деталей тележки. Согласно существующей технологии транспортировка этих деталей между пунктами технического обслуживания Лена, Северобайкальск, а также в вагоноремонтную компанию на станцию Вихоревка осуществляется четыре раза в месяц автотранспортом ООО «СКА». В 2017 году затраты предприятия на транспортировку деталей превысили 4 млн руб. А проект предполагает их транспортировку в полувагонах, находящихся на балансе службы вагонного хозяйства, что позволит сократить расход авточасов и снизить затраты на автотранспорт. Вместимость вагона позволяет перевозить то же количество деталей от станций Северобайкальска и Лена до Вихоревки и обратно за один раз вместо четырёх поездок на автомобильном транспорте.

Единовременные затраты для реализации данного проекта заключаются в изготовлении деревянных каркасов для перевозки литых деталей тележки в полувагоне и составляют 18 тыс. руб., а экономический эффект от внедрения проекта составит более 2,7 млн руб.

Стоит отметить, что хорошие результаты по ожидаемому экономическому эффекту показывают в этом году и функциональные проекты, разработанные в путевом хозяйстве. Так, в Новочарской дистанции пути внедряется проект по оптимизации процесса обнаружения дефектов рельсов. Суть его состоит в разработке и дальнейшем использовании устройства для проверки рельсовых нитей на наличие дефектов, за основу которого взят двухниточный дефекто-скоп РДМ-22.

Если раньше процесс обнаружения дефектов рельсовых нитей при помощи двухниточного дефектоскопа РДМ-22 требовал участия двух операторов и двух монтёров пути, то применение разработанного устройства с меньшими габаритами позволяет использовать для проверки рельсовых нитей только одного оператора и одного сопровождающего. Снижение трудозатрат оценивается в 3312 человеко-часов, а ожидаемый годовой экономический эффект –  более полутора миллионов рублей.

– Какие проекты, внедрение которых происходило в прошлом году, повлияли на снижение непроизводительных затрат? Какой совокупный экономический эффект получен от них?

– Всего в 2017-м предприятиями региона было разработано и внедрено 54 проекта улучшений, а общий экономический эффект составил около 5 млн руб. 

Лидерами по достигнутому экономическому эффекту традиционно стали эксплуатационное вагонное депо Северобайкальск и эксплуатационные локомотивные депо Лена, Северобайкальск и Новая Чара.

– Насколько активно используются в подразделениях лучшие практики, зарекомендовавшие себя на других дорогах? Какой опыт использования проектов бережливого производства заимствован в вашем регионе?

– В 2017 году руководством компании было отмечено, что распространение передового опыта путём тиражирования может принести существенный эффект в масштабах всей сети. Поэтому внедрению тиражируемых проектов на полигоне ВСЖД отведена в текущем году значительная роль.

В Северобайкальском регионе среди общего количества внедряемых проектов этого года доля тиражируемых составляет около 45%. Мы используем наработки, наиболее успешно зарекомендовавшие себя на сети дорог и адаптированные под специфику деятельности предприятий.

Передовой опыт по эффективному использованию энергоресурсов за счёт применения энергосберегающих технологий реализован Северобайкальским центром организации работы железнодорожных станций в рамках тиражируемого проекта по изменению системы освещения помещений постов ЭЦ. Он предусматривает замену энергозатратных светильников с ртутными лампами в помещениях на светодиодные светильники. Северобайкальским центром организации работы станций будет достигнута годовая экономия в размере 423 тыс. руб.

Активно внедряются в регионе тиражируемые проекты дистанционного контроля и выполнения технологических операций. Так, предприятиями путевого комплекса внедрена дистанционная защита в службе пути паспортов дистанций и планов по текущему содержанию пути. В Северобайкальской механизированной дистанции инфраструктуры внедряется тиражируемый проект по дистанционному контролю за состоянием здоровья работников бригад ССПС.

– Приведите примеры взаимодействия структурных подразделений хозяйств в разработке мультифункциональных проектов.  

–  В прошлом году эксплуатационным локомотивным депо Северобайкальск был разработан мультифункциональный проект по изменению технологии смены локомотивных бригад маневрово-хозяйственного движения на станции Небель. Ранее прохождение локомотивными бригадами предрейсового медицинского осмотра, инструктажа и получение маршрута машиниста происходило в пункте оборота на станции Киренга, а смена локомотивных бригад производилась на станции Небель. Следование бригад к месту работ между станциями производилось автотранспортом и несло для депо непроизводительные потери времени на перемещение. Проектом было предложено изменение технологии смены локомотивных бригад с переносом смены на станцию Киренга, при которой принимающая и сдающая бригады следовали бы на участке Небель – Киренга поездом, выполняя полезную работу по перевозке груза.

Реализация данного проекта для движенцев повлекла за собой пересмотр всего технологического процесса на участке Улькан – Звёздная со снятием «ниток» графика пропуска транзитных поездов. На практике было установлено, что следование локомотива между этими станциями не всегда может быть обеспечено дополнительным грузом. А это значит, что для самого локомотивного депо при значительном уменьшении расходов на перемещение бригад автотранспортом побочным результатом внедрения проекта явилось снижение производительности маневрового локомотива, выраженное в дополнительной пересылке со станции Небель на станцию Киренга.

Этот пример демонстрирует важность глубокого и всестороннего анализа изменений при разработке и реализации мультифункциональных проектов улучшений.

– Что предпринимается в границах региона для обучения специалистов бережливого производства?

– Обучение доступно в настоящее время в разных формах. Руководством дирекций и служб ежегодно планируются расходы на повышение квалификации сотрудников линейных предприятий по программе системы менеджмента качества и бережливого производства. Тем не менее не все центральные дирекции охотно выделяют средства на проведение обучения. Решение данной проблемы возможно за счёт проведения активными специалистами, прошедшими обучение по СМК, занятий по изучению базового курса СМК с работниками своих структурных подразделений.

Активно используется система дистанционного обучения. Принципы и методы такого производства разъясняются работникам в ходе проведения плановых тематических селекторных совещаний, на занятиях техучёбы в структурных подразделениях. При помощи информационных систем «СПМ», «4И» всем участникам процесса доступны мониторинг и ознакомление с наиболее эффективными проектами, реализованными на всей сети дорог. Однако наиболее эффективным методом приобретения навыков владения инструментами бережливого производства, несомненно, является решение практических задач на производстве при выполнении конкретных проектов.

– Какие механизмы используются для мотивации работников, задействованных в улучшении технологических процессов?

–  Одним из инструментов является премирование членов рабочих групп и проектных офисов за счёт экономии от реализованных проектов. В этом году предприятиями региона в проектный офис ВСЖД поданы на рассмотрение 10 пакетов документов для премирования за реализованные проекты с подтверждённым экономическим эффектом. Оперативные рабочие группы будут премированы за реализацию данных проектов с выделением средств из фонда поощрения ВСЖД в размере 235 тыс. руб.

Кроме того, в компании проводится ряд конкурсов: «Лучшее подразделение в программе проектов «Бережливое производство в ОАО «РЖД»,  «Лучшее подразделение по внедрению методики 5s» и другие. Наиболее успешные в области повышения эффективности процессов коллективы поощряются денежными премиями.

– Насколько активно в разработке и внедрении проектов задействован потенциал работников, проявляющих склонность к новаторской деятельности?

– Вовлечение персонала с активной позицией имеет одно из ключевых значений в успехе реализации программы бережливого производства. На предприятиях Северобайкальского региона стараются формировать производственную культуру, способствующую пробуждению технической инициативы молодых работников, свежий взгляд которых способен выявить несовершенства устоявшихся технологических процессов.

Стоит отметить, что, благодаря внедрению электронной системы подачи предложений под названием «4И», каждый работник может участвовать в инициации проекта и подаче предложений на молодёжный конкурс проектов «Новое звено». Данной возможностью активно пользуются многие работники подразделений Северобайкальского региона.

Беседовал
Александр САВИНОВ

Источник: Газета «Восточно-Сибирский путь», выпуск № 36 | 28.09.2018 | 7,10 полоса