«Наши сотрудники – это кладезь идей»

15 декабря 2015 г.


Газета «Моё метро»


Конкурс инновационных предложений «Вагон идей» стартовал 28 октября, а завершить прием заявок планируется 15 января. О некоторых промежуточных результатах мы поговорим с руководителем проекта конкурса «Вагон идей» от Совета по работе с молодежью метрополитена Дарьей Кузьминой.

– В прошлом году конкурс проводили в бумажном виде, заявки подавали через руководителей подразделения. В этом году формат изменился. Как возникла идея принимать заявки на конкурс в электронной форме?

– Мы ознакомились с опытом наших коллег. Например, ОАО «РЖД» с 2008 года проводит конкурс «Новое звено», который достиг таких высот, до которых нам еще идти и идти. Наш конкурс проводится на такой же платформе. Еще один пример – конкурс «Новаторы Москвы», проводимый московским правительством. Они также используют электронную площадку для сбора и оценки предложений. В целом бумажный документооборот – это то, от чего все постепенно отказываются, заменяя его электронным. Это намного удобнее: все идеи хранятся в одном месте, а мы можем легко отследить самых активных участников. Даже на примере нашего конкурса статистика уже доказала, что электронный формат привлекает больше желающих, чем бумажное оформление заявки. Но стоит отметить, что и последний вариант мы учитывали: мы принимаем на конкурс и бумажные заявки, а затем сами оцифровываем их.

– Опыт проведения конкурсов проектов в метрополитене небольшой. Как ты сама думаешь, какие плюсы принесет этот конкурс?

– Мир постоянно меняется, и компании необходимо развиваться не только экстенсивно, но и интенсивно за счет повышения эффективности работы. К этому относится и рационализаторская деятельность, и улучшение условий труда, и вовлечение молодых сотрудников в жизнь метрополитена, и новые возможности получения внебилетных доходов. Наши сотрудники – это кладезь идей. Порой им в своей деятельности видно то, что не видно другим. Наша задача – позволить таким сотрудникам высказаться, донести их идеи до руководителей, а самые лучшие – реализовать.

– Как к данному проекту отнеслась молодежь метрополитена?

– Многие участники мне говорили, что очень удобно подавать заявку в электронной форме. Мы заметили, что те, кто подает на конкурс хотя бы одну заявку, обычно возвращаются с новыми идеями. Некоторые сотрудники даже активно вовлекают в конкурс своих коллег, рассказывая, как все просто и легко. Количество зарегистрировавшихся приблизилось к отметке в 250 человек – при этом у нас уже около 200 предложений.

– Что будет, когда конкурс завершится?

– По результатам очного тура, который состоится 11 февраля, определятся перспективные для внедрения предложения. Пока трудно предугадать, какие именно идеи выйдут в финал, потому что все предложения пройдут экспертную оценку в конце января. Также у нас есть ряд рационализаторских предложений, которые будут переданы в Службу инвестиционного развития, и уже сотрудники службы вместе с авторами решат, как они поступят с данными рацпредложениями.

– Ты пришла на метрополитен не так давно. Какое впечатление сложилось у тебя за первый год и чего ты хочешь пожелать молодым ребятам, которые устраиваются сюда работать?

– Я пришла в метрополитен сразу после окончания МИИТа.

Метро – это не первое мое место работы, ранее я 1,5 года работала в международной компании. Но все равно пришлось привыкать к режиму работы, учиться брать на себя ответственность. Я бы пожелала молодым ребятам быть активными и инициативными. Сначала будет тяжело, сначала можно бояться принять решение, но впоследствии, когда придется решать что-то за считаные секунды, это может пригодиться. Еще я бы порекомендовала новичкам ответственно подходить к своей работе и внерабочей деятельности. Наш труд напрямую связан с безопасностью пассажиров, поэтому очень важно быть уверенным в том, что ты сделал все правильно и на совесть.

«Вагон идей». Топ-10 необычных предложений

Мы выбрали самые необычные предложения, которые были поданы на конкурс «Вагон идей». И хотя при первом чтении они могут показаться забавными или странными, за каждой из этих идей скрыта реальная потребность, замеченная сотрудниками метрополитена.

#1 Душа поет

Очевидно, в Московском метрополитене собрались люди, которые очень любят музыку. Например, Роман Круглов из Службы электроснабжения считает, что метрополитену нужен хор или вокальный кружок. «В Московском метрополитене активно развивается спорт и спортивные мероприятия, однако слабо затронут творческий аспект корпоративный деятельности», – написал он в заявке. Анита Гасс из Службы качества сокрушается, что у метро нет своего гимна. А Александр Лакутин из электродепо «Митино», вдохновившись двумя предыдущими идеями, и вовсе предложил собрать оркестр метрополитена.

#2 Блинный автомат

Кто не любит вкусно поесть! А при этом полноценные столовые есть далеко не везде, и многим метрополитеновцам приходится обходиться бутербродами. Олеся Богданович, бухгалтер Электромеханической службы, предложила установить на рабочих местах специальные автоматы, которые будут выпекать блины, – это позволит сотрудникам каждый день есть вкусную, полезную и горячую пищу. «По пирамиде потребностей Маслоу мы знаем, что без удовлетворения биологических потребностей нельзя оказаться на ее вершине. А блины – излюбленное лакомство русского человека», – считает Олеся.

#3 Спасибо зарядке!

Все понимают, что свое здоровье надо беречь. Но что делать, если по долгу службы приходится проводить целый день за офисным столом или в кресле машиниста, а на спорт времени совсем не остается? Уже известный нам по предложению собрать оркестр Александр Лакутин считает, что нужно вернуться к традициям производственной гимнастики и устраивать физкультурные паузы несколько раз в сутки. А инженер Службы электроснабжения Роман Ульянов предлагает установить турники в административных зданиях метрополитена: затраты на это оборудование минимальны, зато оно поможет предотвратить гиподинамию и многие заболевания опорно-двигательного аппарата. Есть выход и для машинистов: Андрей Фатуев из Службы подвижного состава предлагает оборудовать кабины машинистов массажными креслами.

#4 Не только о себе

Конечно же, в инноваторском пылу метрополитеновцы заботятся не только о себе и своих коллегах, но и о пассажирах. Например, Александр Клишин из Службы электроснабжения предлагает создать собственное радио метрополитена, которое вещало бы на станциях, в переходах и на эскалаторах. Хорошая музыка и факты о метрополитене сделают дорогу более комфортной, интересной и познавательной. Инженер АСУ электродепо «Выхино» Максим Глинкин предложил оборудовать подвижной состав розетками 220 В, чтобы пассажиры могли в пути заряжать свои гаджеты. А Ольга Бронских из Дирекции инфраструктуры предложила установить в метро аппараты для продажи балеток, чтобы помочь девушкам, которые устали целый день ходить на каблуках. Кстати, эта мера призвана снизить травматизм в метро.

#5 Нужно больше пассажиров!

Можно ли увеличить вместимость вагонов метро? «Можно», – считает анонимный участник конкурса, который предложил сделать в метро стоячие вагоны, которые позволят перераспределить пассажиропоток на станциях. Особенно актуально это будет для Кольцевой линии, где середина поезда зачастую забита под завязку, а головной и хвостовой вагоны почти пустые. Достаточно нанести на стоячие вагоны специальную маркировку, чтобы их было видно издалека, – и тогда те, кто хотел бы занять сидячее место, перейдут к другим вагонам.

А машинист электродепо «Фили» Дмитрий Фофанов предлагает оборудовать вагоны складными диванами, которые при необходимости можно будет просто вдвинуть в стену, высвободив место для новых пассажиров.

#6 Что наша жизнь? Игра!

Роман Ульянов, инженер Службы электроснабжения, предлагает провести на метрополитене чемпионат по «Что? Где? Когда?». «В Московском метрополитене множество как опытных сотрудников-интеллектуалов еще советской школы, так и перспективных, талантливых молодых людей… Такой конкурс даст возможность талантливым и эрудированным сотрудникам метрополитена познакомиться друг с другом и схлестнуться в товарищеских интеллектуальных баталиях», – пишет он. А лучшая команда метрополитена может попробовать принять участие в конкурсе трудовых коллективов – и, может быть, сыграть в эфире Первого канала.

#7 Лет ми спик фром май харт

Среди работников метрополитена много тех, кто хотел бы изучать английский язык, но не готов платить деньги за обучение на курсах. Но наверняка есть и те, кто владеет языком Туманного Альбиона на приличном уровне и готов поделиться своими знаниями с коллегами. «Я уверена, что в метро есть люди, готовые безвозмездно (или за небольшую доплату от профсоюза) преподавать хотя бы раз в неделю для всех желающих. Особенно это будет полезно сотрудникам, которые работают на [центральных] станциях и непосредственно сталкиваются с иностранными туристами», – пишет автор идеи, инженер Службы качества Дарья Кузьмина.

#8 Экологический арт-объект

Одна из существенных затрат метрополитена – закупка бланков для одноразовых билетов, а также их последующий сбор, вывоз и утилизация, пишет Кирилл Кириллов из Службы информационных технологий. Метрополитен активно пропагандирует использование карты «Тройка», в том числе и при помощи ценовой политики. Однако на многих пассажиров подействовал бы и другой довод – если бы им показали, какой вред они наносят экологии, покупая одноразовые билеты. Кирилл предлагает установить на территории метрополитена арт-объекты – стеклянные ящики, куда будет загружено суточное количество использованных билетов, с подписью «Пользуйтесь картой «Тройка». Это современно и удобно». А его коллега из Службы связи Тимофей Васильев предлагает организовать на станциях метрополитена сбор отработавших батареек.

#9 Метрошка, Метрошка, пойдем копать картошку!

Создать мультфильм о метрополитене с веселым заглавным героем – МетроПолей, МетроТроликом или Метрошкой – предлагает Олег Рюриков из электродепо «Митино». Посмотрев такой мультфильм, дети заинтересуются метрополитеном и, возможно, в будущем захотят устроиться туда на работу. «У меня есть дочка Дарья, я ее просто обожаю. И мне было бы безумно приятно вместе с ней смотреть такой мультик, рассказывая ей о метро и о своей работе», – написал Олег в заявке. Похожую идею предложил и Андрей Баранов, ведущий инженер Службы формирования транспортно-пересадочных узлов: можно выпускать детские игрушки или настольные игры под лейблом метрополитена.

#10 Не можешь предотвратить – возглавь

Как известно, порой подвижной состав метрополитена страдает от юных любителей граффити. Петр Захаров из электродепо «Митино» предлагает не воевать с молодежью, а сотрудничать: проводить среди «райтеров» конкурсы и отводить для их творчества определенные места – бетонные заборы вокруг депо или старые вагоны, которые вскоре все равно будут списаны.

Источник: Корпоративная газета Московского метрополитена «Моё метро», декабрь 2015, № 8 (67)