Ответственные за идеи

31 января 2019 г.


Газета «Вестник ИНК»


Координаторы системы на промысле объединились в команду

Январь 2019 года на Ярактинском месторождении, безусловно, прошел под впечатлением от выполнения планового показателя по добыче нефти. Последние месяцы прошлого года выдались для производственников особенно напряженными. Своего рода разрядкой для них стал второй инновационный марафон «День новаторов», который состоялся 9 января и помог определить еще 14 координаторов системы постоянных улучшений «ИНК-Идея» на промысле.

Первый форум, напомним, состоялся на Яракте в конце ноября 2018 года для работников другой вахты и выявил 12 человек, готовых взять на себя обязанности координаторов. Таким образом, команда проводников изменений на производственных объектах ИНК оказалась полностью укомплектована. В первом квартале все активисты пройдут обучение в Иркутске и в дальнейшем будут регулярно взаимодействовать с авторами и экспертами.

Мероприятия, которые проводят в досуговом центре на Яракте сотрудники иркутского офиса, у производственников поначалу вызывают скептический настрой. В такой атмосфере начинался и инновационный марафон, который собрал около 25 сотрудников промысла. Впрочем, уже спустя час публика заметно оживилась – во многом благодаря интерактиву, направленному на знакомство друг с другом. Участники форума разбились на команды, провели серию интервью в роли корреспондентов и оперативно выпустили четыре стенгазеты (самая креативная – «Yarakta today» в формате комиксов).

Продолжением командной работы стала уже известная многим нефтяникам бизнес-игра по поиску и устранению потерь «Башня» (первая основная тема «Дня новаторов»). Со стороны могло показаться, что игроки просто «строили домики из конструктора «Лего». Чтобы понять суть этого тренинга, нужно просто в нем поучаствовать и сначала испытать разочарование от того, что за обозначенное ведущим время ваша команда смогла изготовить ничтожно мало деталей, обсудить с коллегами ошибки и исправить их во время второй попытки, а затем – ощутить поистине детскую радость от того, что спустя каких-то полчаса ваше «подразделение» работает как часы. Оказалось, что всего несколько простых улучшений в разы повышают производительность коллектива.

– Координатор должен сразу обращать внимание на несовершенство производственных операций, неэффективные действия персонала. Как только он видит потери или работу, не добавляющую ценность, у него сразу же должна загораться своего рода «лампочка» и запускаться мыслительный процесс по поводу того, какие нужны улучшения. Кроме того, лидер изменений должен вовлекать в свою деятельность как можно больше коллег, – прокомментировала итоги игры координатор «ИНК-Идеи» Виктория Сидирякова.

Второй глобальной темой насыщенного дня стало управление инновациями и изменениями. Внедрить нововведение, несмотря даже на очевидную его ценность, не так-то просто. Это подтвердил директор по развитию бизнеса ЗАО «ТЕКОРА» Дмитрий Огнев (Москва), который специально для участников «Дня новаторов» провел скайп-лекцию. Эксперт привел интересную статистику: оказывается, в коллективе должно быть минимум 30% людей, вовлеченных в процесс постоянных улучшений, и не менее 5% сотрудников, которые готовы эти улучшения продвигать. Главными барьерами на их пути, как правило, становятся низкий уровень корпоративной культуры новаторства, высокая «смертность» идей (из 500 поданных внедряются в жизнь лишь четыре), отсутствие отлаженных процессов работы с идеями и подготовленного персонала. Прежде всего, как отметил Дмитрий Огнев, нужна единая точка входа для рационализаторских предложений сотрудников – в Иркутской нефтяной компании эту функцию выполняет «ИНК-Идея». Очень важно, чтобы идея была направлена на решение конкретной проблемы, актуальной для предприятия – в идеале соответствующие запросы должны регулярно поступать от топ-менеджмента и формировать так называемую «вытягивающую» систему. Ну, и, конечно, требуется постоянно повышать качество самих предложений. Авторам необходимо не просто видеть следствия проблемы, но и понимать ее корневую причину, изучать практический опыт других компаний, использовать различные алгоритмы работы с идеями (ТРИЗ, Scramper, ролевые игры).

Почувствовать себя в «шкуре» реформаторов участники инновационного форума смогли во время бизнес-игры «Наш айсберг тает», составленной по методике профессора Гарвардской школы Бизнеса Джона Коттера. Вот здесь-то все дружно забыли о времени: три часа пролетели, по ощущениям, за минуту. Все внимание активистов было приковано к судьбе колонии пингвинов, которых им предстояло спасти, следуя восьми шагам управления изменениями. В результате потенциальные координаторы узнали, кто должен входить в команду реформаторов, что самое важное на каждом из этапов внедрения перемен, почему не стоит сразу идти к «самому главному», насколько полезно порой «отпустить ситуацию» и стоит ли успокаиваться после большой победы.

Один из главных выводов, к которому пришли вахтовики после почти 12-часового марафона, звучал так: «Движение неизбежно ведет к прогрессу». Главное – не останавливаться на достигнутом, расширять кругозор, не бояться выходить за рамки и избегать стереотипов.

Константин Дуб, ведущий инженер по планированию:

– Марафон был направлен на то, чтобы все поняли, насколько новаторская деятельность важна для компании, недаром этот курс активно поддерживает высшее руководство ИНК. Первое и основное, что нужно сделать, – «пробить стену» и максимально увеличить количество поступающих идей. Для этого нам как координаторам системы постоянных улучшений необходимо раскрепостить людей, многие из которых, являясь специалистами в узких областях, полны этих самых идей. Нужно просто грамотно «вытянуть» из них информацию.

Антон Архипов, заместитель начальника базы производственного обеспечения:

– Дмитрий Огнев говорил о том, что все компании, которые пришли всерьез и надолго, большое внимание уделяют развитию, идеям, инновациям. К примеру, «Аmazon» проводит 1330 бизнес-экспериментов в день, это же ошеломительная цифра! Чтобы сдвинуть с места «локомотив изменений», важно, чтобы значимость этого процесса поняли как можно больше сотрудников компании. Когда люди увидят, что система работает, они будут вкладывать свой интеллектуальный труд в ее развитие.

Работа координатора, на мой взгляд, очень ответственная. Важно не пропустить то зерно, которое повлечет за собой реальное и эффективное изменение, не отнестись к нему как к чему-то незначительному. Помимо этого, координаторам надо постоянно внутренне расти и развиваться, чтобы быть компетентными во многих сферах.

Антон Абдулин, ведущий инженер по надежности цеха по подготовке и перекачке нефти и газового конденсата:

– Координаторам предстоит помогать коллегам на промысле правильно оформлять идеи и подавать их в систему, ведь устранение недостатков в работе позволит всем работать более эффективно и безопасно. При этом важно сформулировать предложение так, чтобы информация о проблеме не звучала как жалоба или донос. Получается, что координаторы будут находиться «меж двух огней»: между теми, кто хочет улучшить свои условия труда, и теми, кто будет отвечать за реализацию нововведений. Обозначить проблему несложно, важно детально и качественно проработать вопрос ее решения.

Кирилл Петров, заместитель начальника строительномонтажного управления №2 (ООО «ИНК-СтройНефтеГаз»):

– Думаю, после «Дня новаторов» каждый для себя сделал выводы. Радует, что большинство коллег, которые участвовали в марафоне, оказались компетентными специалистами и яркими личностями, которым не все равно, как будет развиваться компания. Это очень вдохновляет.

Кирилл Скорняков, мастер по добыче нефти и газа:

– Кому-то может показаться, что работа координатора созвучна с работой аниматора: создавать настроение и в легкой форме обучать людей. На самом деле это трудоемкий процесс, большая ответственность и очень благородное дело – разъяснять, доводить информацию. Я очень боюсь, что высокая трудовая занятость не позволит полностью погрузиться в процесс, а при таком раскладе можно упустить рациональное зерно. Это, пожалуй, единственное, что меня настораживает при принятии решения, а в остальном – только положительные эмоции.

Источник: Корпоративная газета «Вестник ИНК», январь 2019, № 13(94), с.6