Всё для созидания

22 Сентября 2017 г.


Газета «Железнодорожник Поволжья»


На Приволжской железной дороге существует много возможностей для технического творчества

Про технологии бережливого производства сегодня знают или хотя бы слышали многие труженики Приволжской магистрали. У кого-то уже получается преуспевать на этом поприще, но у большинства ещё всё впереди. Как раз об этом – наш разговор с Александром Смородиным, который по итогам прошлого года возглавил рейтинг главных инженеров железных дорог России (по бережливому производству).

Александр Смородин, главный инженер Приволжской железной дороги

– Александр Николаевич, за счёт чего удалось достигнуть такого результата?

– Действительно, по итогам прошлого года в соответствии с рейтинговой оценкой инженерной деятельности главных инженеров железных дорог в разделе «Бережливое производство» наша дорога заняла первую строчку. В этом рейтинге традиционно учитывается четыре основных показателя бережливой деятельности: экономический эффект от внедрения технологий соответствующего производства, число обученных специалистов, а также количество пересмотренных технологических процессов и реализованных проектов улучшений.

По сумме баллов, набранных по всем названным позициям, мы заняли первое место.

– Связана ли эта победа с каким-то особенным подходом приволжан к внедрению технологий бережливого производства?

– В мире существует два пути внедрения технологий бережливого производства: западный и восточный. Первый нацелен на получение быстрых бизнес-результатов и осуществляется по принципу «сверху вниз». На Приволжской железной дороге практикуется восточный подход, подразумевающий вовлечение в непрерывный процесс улучшений всего персонала. Изначально мышление каждого сотрудника направляется на рациональную организацию своего рабочего пространства, а затем – на улучшение производственного процесса целого участка, цеха или предприятия. 

Самое сложное на этом пути – преодолеть инертность и недоверие работников к инструментам бережливого производства. Также много времени и ресурсов требуется для обучения персонала основам бережливого производства. Восточный подход намного сложнее внедрять в условиях реального производства, чем западный. Но если всё получится, положительный результат, а вместе с ним и успешные проекты бережливого производства не заставят себя долго ждать. 

– Как Вы контролируете эту деятельность?

– При нашем подходе не последнюю роль играют выездные аудиторские проверки, проводимые дорожным проектным офисом. Они позволяют оперативно оценивать ход реализации проекта на полигоне дороги и своевременно принимать соответствующие меры. 

Кстати, на Приволжской железной дороге проектные офисы созданы на всех уровнях. Главный инженер магистрали возглавляет дорожный проектный офис, а главные инженеры дирекций – региональные. Территориальные проектные офисы курируют мои заместители по Саратовскому, Волгоградскому и Астраханскому территориальным управлениям. Кроме того, на дороге действуют 16 узловых рабочих групп, и на каждом линейном предприятии созданы объединённые рабочие группы.  

Вопросы бережливого производства рассматриваются на ежемесячных советах главных инженеров и совещаниях дорожного проектного офиса. Постоянный мониторинг хода реализации проекта и обсуждение проблемных вопросов позволяют нам принимать оперативные меры. Благодаря дорожному рейтингу главных инженеров мы всегда знаем, кто впереди, а кому нужно подтянуться.

Особая роль отводится системе проектного мониторинга ОАО «РЖД» и системе подачи предложений «4И». Первая позволяет нам в режиме реального времени контролировать исполнение проектов программы «Бережливое производство» на всех стадиях их жизненного цикла. Система «4И» способствует увеличению вовлечённости персонала в процесс непрерывного совершенствования и обеспечивает оперативную обратную связь авторов предложений с экспертами структурных подразделений. 

– Что мотивирует железнодорожников участвовать в этом процессе?

– На Приволжской железной дороге существует многоуровневая система мотивации работников. Во-первых, за полезную активность в системе «4И» полагаются определённые денежные выплаты. За каждую публикацию – 200 рублей. Но если идея, опубликованная в системе подачи предложений, перерастает в полноценное рационализаторское предложение или проект бережливого производства, авторы могут рассчитывать на совершенно другую сумму, напрямую зависящую от экономического эффекта. 

С 1 июля 2014 года – дня запуска системы «4И» на Приволжской железной дороге – в рубрике «Рационализаторская и изобретательская деятельность» опубликовано более 8700 проектов. Из них 57 процентов оформлены как рацпредложения и внедрены на реальном производстве. Их авторы получили дополнительные вознаграждения. То же самое можно сказать и про рубрику «Бережливое производство», из которой также вырастают полноценные проекты. Считаю, что процент внедрённых идей должен быть значительно больше. Необходимо добиваться стопроцентного оформления, чтобы работники получали гарантированные вознаграждения. Ведь подать отличную идею – это только полдела. Её ещё нужно правильно оформить и довести до внедрения. Со своей стороны мы внимательно следим за тем, чтобы все полагающиеся выплаты производились своевременно.  

Помимо этого, в 2017 году на Приволжской железной дороге организован целый ряд конкурсов, связанных с бережливым производством и рационализаторской деятельностью. Например, в первом квартале провели конкурс, посвящённый изобретательской и рационализаторской деятельности. Победители и призёры в зависимости от занятого места и номинации получили от 10 до 120 тысяч рублей. Во втором квартале, в рамках уже другого конкурса, оценивалась деятельность структурных подразделений в системе «4И». Размер денежной премии варьировался от 50 до 100 тысяч рублей. Помимо дорожных конкурсов, приволжане участвуют и успешно проявляют себя в отраслевых проектах, таких как «Идея ОАО «РЖД» и «Новое звено». В сентябре стартовал отборочный этап сетевого конкурса видеороликов и агитационных материалов по бережливому производству, а также конкурс проектов бережливого производства в ОАО «РЖД». Приём заявок закончится очень скоро, поэтому всем желающим участвовать в этих конкурсах следует поторопиться.

Алексей ШМАЛЕЙ

Источник: Газета «Железнодорожник Поволжья», выпуск 22.09.2017