Москва, ул. Профсоюзная, д.56, эт.15 оф 19-23
+7 (495) 336-16-19 (многоканальный)

Двигаться вдвое быстрее!

29 июня 2018 г.


Газета «Северная магистраль»


Олег Галкин, начальник Службы технической политики СЖД:

«Научно-производственная конференция «Дороги будущего. По пути инноваций»  – это не только смотр молодёжных проектов по улучшению деятельности железной дороги, но и крупная коммуникационная, а также образовательная площадка. Приглашённые в качестве спикеров и экспертов руководители и специалисты СЖД в рамках конференции предлагают творческой молодёжи самую актуальную информацию в области технического развития».

– Олег Витальевич, ваше выступление стало одним из ключевых, в том числе и благодаря выбранной тематике: «Белая книга. Платформы для реализации идей. СУПР «4И». В чём актуальность данной темы?

– Наша компания является одним из крупнейших элементов экономики страны, важнейшим звеном её транспортной системы, а также евроазиатской железнодорожной сети, интегрированной с железнодорожными системами Европы и Восточной Азии, обеспечивающей функционирование международных транспортных коридоров, и относится к наиболее эффективным железнодорожным компаниям по основным показателям эффективности – удельной энергоёмкости перевозок, интенсивности использования инфраструктуры, производительности локомотива и себестоимости перевозок.

Лидерство железнодорожного транспорта на внутреннем рынке перевозок и высокая конкурентоспособность на глобальном уровне во многом обеспечиваются продуманной, результативной и эффективной стратегией научно-технологического развития, приоритетные направления которой документально закреплены в «Белой книге» ОАО «РЖД», а это значит, что она для молодёжи, вовлечённой в техническое творчество, является программным документом.

В апреле 2018 года утверждена четвёртая редакция «Белой книги», и я не мог своё выступление перед молодыми работниками дороги не посвятить данной тематике.
Напомню, утверждённой стратегией определены 11 приоритетных направлений научно-технологического развития, нацеленных на повышение производительности труда и рентабельности основной деятельности. Интеграция этих приоритетов позволит связать в единую научно-техническую политику проекты и мероприятия в области развития науки, техники и технологий холдинга «РЖД».

– В своём выступлении вы подробно остановились на проекте «Цифровая железная дорога», почему?

– Как я только что отметил, стратегией определены 11 приоритетных направлений развития компании – от развития транспортно-логистических систем и создания инновационного подвижного состава до внедрения наилучших технологий в природоохранной деятельности. Однако стержнем, пронизывающим все направления развития холдинга, является цифровизация. Построение стратегии развития компании на основе информационных технологий как базы принято впервые.

«Цифровая железная дорога» – это проект, в результате реализации которого информация также становится активом, определяющим процессы, модель управления и доступные сервисы на железнодорожном транспорте.
Потенциал современных цифровых технологий таков, что даже в столь традиционной отрасли, как железнодорожная, более половины добавленной стоимости может быть создано с их помощью. Технологии больших данных, платформенные решения и мобильные приложения позволяют не просто расширить набор доступных для клиентов сервисов, но предложить пассажиру или грузоотправителю именно ту услугу, которая будет им востребована, и за которую он готов заплатить, что, в конечном счёте, и определит дальнейшую конкурентоспособность компании.

– Что цифровизация призвана дать РЖД? 

– Если ответить кратко, цифровые технологии могут дать компании защиту от основных рисков и угроз сегодняшнего дня и обеспечить повышение доходности услуг и снижение себестоимости внутренних процессов, которые, в свою очередь, обеспечат устойчивость и доходность бизнеса даже в условиях фиксированных тарифов.

Бурное развитие IT-технологий, происходящее в настоящее время, вывело борьбу за технологическое лидерство на новый уровень. В рамках реализации проекта будет построена цифровая модель бизнеса, которая, по мнению аналитиков, является результатом «четвёртой индустриальной революции», происходящей в настоящее время, и если не начать сейчас, то компания может в будущем лишиться своей ведущей позиции на рынке транспортных услуг.

– Что представляет собой модель цифровой железной дороги холдинга «РЖД»?

– Это матрица сервисных блоков, в которых расположены соответствующие классы автоматизированных решений в привязке к принципам цифровой модели бизнеса. Выделено пять взаимосвязанных функциональных областей деятельности и определены сервисные блоки: грузовые перевозки; пассажирские перевозки; управление движением; управление инфраструктурой; управление холдингом.

– Какое место отведено системе «4И» в процессе научно-технологического развития ОАО «Российские железные дороги»?

– Совершенствование компании, реализация стратегии её научно-технологического развития невозможны без развития и реализации творческого потенциала сотрудников, особенно молодых работников.
В настоящее время в компании особое внимание уделяется вопросам организации работы по поиску идей в виде предложений сотрудников.

Эффективное управление процессом сбора, обработки и реализации предложений позволит своевременно выявить и устранить потери, повысить качество услуг, предоставляемых ОАО «РЖД», осуществить модернизацию действующего оборудования и его приспособление к конкретным условиям производства и эксплуатации. Для этого уже создана автоматизированная система по работе с предложениями сотрудников – СУПР «4И». Её создание – это не только повышение эффективности деятельности компании за счёт формирования единого информационного пространства для работы с предложениями работников ОАО «РЖД», но и вовлечение широкого круга железнодорожников в процессы непрерывного совершенствования производственной деятельности.

В качестве платформы для системы используется программный продукт «Информационный Инкубатор Инновационных Идей» – система «4И». Вход в систему доступен только зарегистрированным пользователям. Зарегистрироваться может любой желающий. Основная цель регистрации – создание виртуального рабочего стола в системе, с которого сотрудник может осуществлять действия, используя функциональность данной системы.

Объектом управления в системе является «Предложение». Предложения делятся по типам: бережливое, рационализаторское, имиджевое, социальное, репутационное.

Корпус координаторов, экспертов и руководителей рассматривает предложение и направляет его либо на доработку, либо на утверждение.

– Олег Витальевич, какие напутствия вы дадите молодым специалистам, которые только начинают приобщаться к техническому творчеству?

– Дам три совета. Первый: не стоит бояться подавать идеи. Любое предложение несёт в себе ценность, даже самое простое. Многие ошибаются, думая, что их идея неактуальна. Чтобы не гадать об инновационности своего предложения, существуют координаторы направлений, которые совместно с экспертами проанализируют вашу идею и решат её дальнейшую судьбу.

Второй: не стоит опускать руки, если идею отклонили. Постарайтесь заглянуть вглубь своего предложения. Возможно, стоит доработать или развить свою мысль? Может, проконсультироваться ещё с кем-то? Помните: если сразу не получилось, то в следующий раз вас обязательно будет ждать успех!

И третий совет: анализируйте каждый день свою деятельность и деятельность коллег. Старайтесь увидеть в процессах направления для улучшений. Предлагайте их.

В заключение приведу цитату из произведения Льюиса Кэрролла, которая, на мой взгляд, полностью отражает сегодняшнюю действительность развития технологий и необходимость принятия перемен: «Нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее».

Беседовала
Вера КУЗНЕЦОВА

Источник: Газета «Северная магистраль», выпуск № 23 | 29.06.2018 | 5 полоса