Москва, ул. Профсоюзная, д.56, эт.15 оф 19-23
+7 (495) 336-16-19 (многоканальный)

Экономия для всех

27 июля 2018 г.


Газета «Калининградская магистраль»


Сотрудники Калининградской дирекции связи разрабатывают и внедряют рацпредложения и технологии бережливого производства

Реализация проектов бережливого производства позволяет сократить расходы не только самих связистов, но и других региональных железнодорожных предприятий.

Инициатива поощряется

В дирекции создана постоянная рабочая группа по внедрению проектов бережливого производства под руководством главного инженера предприятия. Предложения специалистов всегда поддерживаются, дополняются расчётами, ресурсами и реализуются.

Как рассказал и.о. начальника технического отдела Эдуард Шандер, на профильные рабочие совещания обязательно приглашают представителей линейных производственных подразделений. Большинство ценных предложений по бережливому производству и рационализаторских предложений поступают от электромонтёров и электромехаников. На совещаниях проводят «мозговой штурм» по поиску наиболее рациональных решений, обсуждают стратегию и результаты технического творчества, рассматривают предложения коллег с сети, проводят мониторинг использования системы «4И», в которой каждый работник может обсуждать полезную идею и предлагать свои замечания к проектам.
«Мы рассматриваем все авторские идеи вне зависимости от того, сулят ли предлагаемые новшества экономический эффект или нет, – говорит главный инженер дирекции Олег Молчанов. – Так мы поощряем инициативных, грамотных, думающих сотрудников нашей дирекции, чтобы они продолжали работать над усовершенствованием технологических процессов, улучшением условий охраны труда и по другим значимым направлениям».

По информации инженера технического отдела Татьяны Костроминой, в 2017 году в дирекции внедрили 20 рационализаторских предложений, превысив показатель предыдущего года (в 2016 году было внедрено 19 рацпредложений). В первом полугодии текущего года внедрено семь рацпредложений с экономическим эффектом 123,27 тыс. руб. Ещё четыре перспективные идеи калининградских связистов находятся в стадии доработки и оформления.

Герметичная связь

В числе внедрённых с начала года проектов – усовершенствование парковых переговорных устройств (ППУ). При технической эксплуатации ППУ аппаратуры СДПС-М2 выяснилось, что резиновые прокладки между крышкой ППУ и корпусом корзины после длительной эксплуатации теряют эластичность и крошатся, тем самым нарушается герметичность изделия. Это приводит к попаданию влаги и насекомых на схему переговорного устройства, из-за чего в дальнейшем происходит окисление монтажа плат. В результате наблюдались случаи отказа громкоговорящей парковой связи.

Работники ремонтно-восстановительных бригад, которые обслуживают эти устройства, сообщали, что при локальном окислении их электронных компонентов ремонт невозможен, необходима полная замена. Рационализаторы предложили очищать резиновые прокладки ППУ от загрязнений и крошек резины спиртом, а затем наносить в технологический паз устройства силиконовый влагостойкий герметик, восстанавливая плотность прижима. После высыхания герметика переговорное устройство готово к работе.

Антенну проверят с земли

Рационализаторы дирекции позаботились и о безопасных условиях труда своих коллег.
«При проведении комиссионных технических осмотров подвижного состава работниками Дирекции связи производится измерение высоты подвеса полотна антенн локомотивных КВ-радиостанций, – говорит Эдуард Шандер. – При конструктивной высоте используемых в Калининградской дирекции тяги локомотивов: ТЭМ18 – 4,62 м, 2М62 и М62 – 4,5 м возникает вероятность травмирования наших работников при поднятии или спуске с крыши локомотива.

Старший электромеханик Андрей Дмитриев и инженер по охране труда Светлана Яцунова предложили изготовить шаблон проверки подвеса полотна антенн КВ-радиостанций из неиспользуемых материалов (пластиковых труб, алюминиевых полос и деревянных реек), высвободившихся после ремонта системы водоснабжения Дома связи в Черняховске. В результате внедрения этого рацпредложения полностью исключено травмирование электромехаников при работах на высоте, поскольку им теперь не нужно забираться на крышу локомотива. С помощью закреплённого на телескопической трубке шаблона можно проверить соответствие натяжения локомотивных антенн нормативу прямо с земли».

С творческой жилкой

«Мы постоянно оптимизируем свой рабочий процесс», – говорит старший электромеханик Черняховского участка, руководитель ремонтно-восстановительной бригады № 8 Андрей Дмитриев.

Рационализаторство ему давно по душе, а теперь он ещё и эксперт по внедрению технологий бережливого производства – в 2012 году прошёл специальное обучение в центре обучения Поволжской инженерной академии по теме «Применение технологий бережливого производства в хозяйстве связи». В том же году разработанный под его руководством проект «Применение мобильной лаборатории КРП на базе комплекса СТОР РС-46МЦ для проверки стационарных радиостанций на линии» эксперты назвали лучшим из 14 проектов, представленных региональными железнодорожными предприятиями на дорожный конкурс «5С-предприятие».
«По технологическим картам осмотр линейного оборудования, к примеру раций на железнодорожных станциях, должен проводиться раз в год, – поясняет электромеханик участка Станислав Мороз. – Раньше приходилось снимать рации и доставлять для осмотра в участок. Теперь мы проверяем их на месте. Транспортные расходы сокращаются».

Аналогичную бережливую технологию применяют и при проверке локомотивных радиостанций, что особенно актуально во время комиссионных осмотров. Тем самым связисты экономят рабочее время и ресурсы и себе, и другим железнодорожным предприятиям на Калининградской магистрали.

К примеру, машинистам Дирекции тяги и механизированной дистанции путевых машин и специального подвижного состава больше не нужно отвлекаться на непрофильную работу (по инструкции именно машинист снимает и снова монтирует аппаратуру в кабине): раз в полгода приходят специалисты со своим прибором и проверяют радиостанции на локомотивах и мотовозах.
«Грамотный, трудолюбивый и добросовестный специалист, – так характеризует старшего электромеханика Дмитриева Олег Молчанов. – По количеству рацпредложений он лидирует среди сотрудников нашей дирекции. Андрей принял участие в разработке и внедрении уже более четырёх десятков рационализаторских предложений для более рационального использования имеющихся технических средств, снижения непроизводительных затрат по выявлению и устранению неисправностей».

На сокращение затрат предприятия на закупку нового оборудования направлено и недавнее предложение Дмитриева своими силами изготавливать взамен повреждённых шланги накачки воздуха от двигателей компрессоров на четырёх компрессорно-сушильных установках «Мистраль» (задействованы на станциях Угрюмово, Железнодорожный, Жилино, Колосовка). В марте текущего года Андрей Дмитриев предложил использовать для этого гибкие газовые или кислородные шланги, которые продаются в любом магазине хозяйственных и строительных материалов.
«Это решение позволяет сократить расходы на закупку новых шлангов накачки воздуха и пневмосоединителей, снизить потери времени линейных бригад за счёт исключения повтора подобных дефектов и увеличить время наработки на отказ используемого оборудования», – пояснил рационализатор.

Экономический эффект от реализации этого предложения составляет около 3,5 тыс. руб. в год.

Им же, в соавторстве с руководителем ремонтно-восстановительной бригады № 1 Игорем Горбуновым, весной этого года был внедрён в эксплуатацию переносной эмулятор проверки модулей МДК (используются для управления технологической связью). Он предназначен для проверки этих устройств без участия удалённого сервер-администратора непосредственно на линейных станциях.

Как пояснил Андрей Дмитриев, при неисправности модулей МДК электромеханик выезжает на станцию, методом замены устанавливает исправный блок, а затем удалённый сервер-администратор конфигурирует и настраивает их для работы на этой станции.
«В нашем предложении, при необходимости замены неисправного модуля, эмулятор доставляется на железнодорожную станцию, где эти модули проверяются и конфигурируются электромехаником, обслуживающим данную станцию, а заменённые исправные модули включаются в работу, – рассказывает Дмитриев. – Все элементы схемы для компактности размещены в корпусе от недействующей сетевой распределительной коробки. Структурная схема устройства представляет собой собственно проверяемые модули МДК, к которым через кабель Ethernet подключается рабочее место удалённого сервер-администратора. Таким образом, исключаются потери времени на телефонные переговоры электромеханика с сервер-администратором, подключение к серверу, а также вторичная проверка модулей».

Ремонт без перегрева

Электромеханик Дома связи в Черняховске Станислав Мороз – также активный рационализатор. Работы у него всегда много.
«Наша калининградская погода технику не жалеет – сырость приводит к окислению, образованию конденсата, так что предпосылки для отказов технических средств есть, – рассказывает он. – Поэтому мы стараемся работать на опережение: открытые участки монтажных плат покрываем специальным лаком. Вообще на платах, работающих в условиях повышенной влажности, защитный слой всегда должен быть, но аппаратура порой приходит без него – приходится доделывать за производителя».

В этом году Станислав придумал, как восстанавливать работоспособность усилителей громкоговорящей парковой связи. При эксплуатации усилителей типа INTER-РА-4000 в результате наведённых напряжений из строя часто выходят микросхемы микрофонных входов определённого типа. Их извлекают из платы и взамен впаивают исправные микросхемы.

Однако после нескольких подобных манипуляций происходит механическое повреждение печатной платы из-за перегрева паяльником, поэтому невозможно отремонтировать усилитель.

Рационализатор предложил при первом же выявлении неисправности микросхем при ремонте впаивать на посадочное место панели DIP SCS-8.
«Это позволит многократно устанавливать микросхему в плату без выпаивания, – пояснил автор идеи. – Также исключаются перегрев элементов и повреждение печатной платы».

Идеи молодых

По примеру старших коллег техническим творчеством занимаются и молодые работники. Как сообщила Татьяна Костромина, в прошлом году было внедрено девять рацпредложений от сотрудников дирекции в возрасте до 35 лет. На предприятии это считают большим достижением, ведь в 2016 году предложений от молодых авторов не было.

К примеру, в 2017 году инженер по эксплуатации технических средств Ульяна Кудякова придумала, как с минимальными затратами ремонтировать микрофоны парковой связи, давая им вторую жизнь. В розничной торговой сети стоимость микрофона определённого типа в среднем составляет 5,2 тыс. руб.
«В процессе эксплуатации оборудования устройств двусторонней парковой связи возникает неисправность микрофона Inter M RM-01, – рассказывает Ульяна Кудякова. – На головке микрофона отламывается защитная металлическая сетка, которая предохраняет динамическую головку от повреждения и держит всю внутреннюю часть в корпусе микрофона. Без этой сетки микрофон не подлежит дальнейшей эксплуатации. Мы же восстанавливаем его работоспособность своими силами. Для этого с помощью термоусаживаемой трубки MWTM 32/16 крепко фиксируем металлическую сетку к основанию микрофона. Его эстетический вид не испорчен, и микрофон готов к дальнейшей эксплуатации».

В прошлом году инженер по эксплуатации технических средств Юлия Артемьева реализовала идею по улучшению технологии обслуживания радиостанций типа РЛСМ – 10-24. Она предложила фиксировать блоки радиостанции на съёмном основании, изготовленном из фанеры и обработанном специальным противопожарным составом.

Помимо экономии времени при снятии и установке радиостанций для их обслуживания внедрение этого предложения также позволило исключить их выход из строя при транспортировке, поскольку, как показала практика, за счёт фиксации блоков радиостанции на съёмном основании они менее подвержены механическому воздействию.

В этом году Юлия придумала способ восстановления защитного покрытия спиральных антенн носимых радиостанций.
«При длительной эксплуатации переносных радиостанций от влияния внешних воздействий и механической нагрузки происходит разрушение оболочки, защищающей спираль антенны, – поясняет автор предложения. – Это приводит к излому антенны и, как следствие, к общей неработоспособности радиостанции. Но вместо закупки новых антенн можно обойтись своими силами».

Юлия предложила помещать сломанные фрагменты оболочки в термоусадочную трубку и прогревать её для закрепления и обжима на антенне промышленным феном. Обрезки термоусадочной трубки она взяла из остатков от ремонта магистральных кабелей связи. Таким способом с начала года связисты самостоятельно восстановили восемь антенн переносных радиостанций, сэкономив родному предприятию порядка 8 тыс. руб. (на официальном сайте дилера стоимость одной антенны составляет 980 руб. плюс дополнительная плата за пересылку).

Вера БАШКАНОВА

Источник: Газета «Калининградская магистраль»,  выпуск | 27.07.2018 | 4 полоса