Информационная система формирования и отбора инновационных предложений
Information system of preparing and evaluation of innovation proposals. Matokhin V.V.
In this paper the specialized information system is described as an instrument that let all innovation process participants to prepare business proposals based on their ideas and then to discuss it and point out the perspective ones.
Потребность в различных идеях всегда сопровождает деятельность организаций из-за необходимости подстраиваться к постоянно изменяющимся условиям их жизнедеятельности. И чем выше динамика и глубина происходящих или ожидаемых изменений, тем выше потребность в идеях. Но проблема в том, что далеко не все идеи в одинаковой степени конструктивны и полезны. Поэтому наряду с организацией процесса сбора идей, приходится тратить время и ресурсы на сравнение идей и выявление наиболее приемлемых. При этом, если идей небольшое количество, то их формализация и выявление значимых под силу одному человеку или небольшой команде. Но с ростом количества идей наступает такой момент, когда идей становится больше, чем возможностей их оперативно собирать и обрабатывать традиционными способами с привлечением корпуса экспертов. С этого момента ограничения по времени и затратам не позволяют эффективно организовывать масштабный процесс сбора и обработки большого количества идей.
Рис.1. Позиция «Системы 4i» в процессе формирования предложений и их последующей реализации.
Преодолеть трудности, связанные с организацией сбора большого количества идей и их эффективной обработкой, возможно с использованием специализированных информационных систем, позволяющих всем участникам инновационного процесса дистанционно вносить идеи, формировать на их основе бизнес-предложения, обсуждать их значимость и выявлять наиболее перспективные. В качестве такого рода общедоступной Интернет-площадки выступает «Информационный инкубатор инновационных идей» («Система 4i») (рис.1).
Технологической основой «Системы 4i» является автоматизированный программный комплекс, созданный на основе Интернет технологий и обеспечивающий:
-
сбор идей с автоматической и однозначной привязкой вводимой информации к дате и конкретному пользователю;
-
самостоятельную (авторскую) оценку пользователем пригодности идеи для бизнеса, уровня обеспеченности ресурсами и рентабельности процесса реализации идеи и тиражирования результатов;
-
публикацию идеи в формате «Предложение» и проведение коллективного обсуждения значимости;
-
размещение запросов на поиск решений актуальных проблем;
-
наработку и накопление информации, необходимой для формирования эффективных портфелей предложений, оптимизированных по уровню доходности и риску.
Сбор идей. «Система 4i» позволяет любому пользователю свободно (при желании, анонимно) вносить свои идеи в специально разработанном и неоднократно апробированном формате представления исходных данных – «Предложение». При этом, обеспечивается фиксация прав пользователя на вводимую информацию (идею, суждение и т.п.) за счет применения специальной процедуры регистрации пользователя и реализации возможности индивидуальной работы в системе с персонального виртуального рабочего стола.
Авторская оценка инвестиционной привлекательности идей. Для поддержки и повышения качества самостоятельной подготовки идеи и оценки ее инвестиционной привлекательности пользователю в «Системе 4i» предоставлены возможности:
-
ознакомления с уже опубликованными идеями других авторов;
-
самостоятельной (авторской) оценки инвестиционной привлекательности идеи в скрытом от пользователей режиме (режим инкубатора).
Ознакомление с уже опубликованными идеями позволяет автору сравнить и соотнести уровень собственной идеи с теми, которые уже опубликованы и обсуждаются другими пользователями системы, и сделать необходимые выводы при формировании предложений.
Авторская оценка инвестиционной привлекательности идеи включает в себя комплекс специально разработанных методов, позволяющих количественно оценить:
-
пригодность идеи для бизнеса;
-
реализуемость идеи с учетом наличия различных ресурсов;
-
рентабельность расходов на реализацию идеи и получение тиражируемого результата.
Пригодность идеи для бизнеса количественно отражает:
-
совместимость идеи с опытом и возможностями реализующего предприятия;
-
обоснованность идеи;
-
выгод от реализации идеи;
-
возможность эффективной охраны коммерческого потенциала идеи.
Реализуемости идеи количественно отражает уровень обеспеченности различными ресурсами проекта по реализации и внедрению идеи.
Алгоритмы оценки значений параметров «Пригодность» и «Реализуемость» подобны и обеспечивают свертку формализованных ответов автора на различные вопросы. , перечень которых гибко настраивается на специфику деятельности конкретных предприятий.
Сочетание значений параметров «Пригодность» и «Реализуемость» дает некую первичную оценку риска провала реализации и внедрения идеи.
Рентабельность отражает эффективность затрат на реализацию идеи и создание результата, тиражирование и сбыт которого обеспечивает необходимый уровень доходов. Оценка эффективности производится на основе планируемого объема инвестиций в процесс реализации идеи, себестоимость, цену и объемы тиражирования полученного результата и времени оборота средств при тиражировании.
Оценка рентабельности производится с учетом дисконтирующих коэффициентов, риска реализации идеи и модельной схемы финансирования.
Проведенная оценка рентабельности позволяет:
-
определить сбалансированный комплекс контрольных значений исходных параметров, обеспечивающих задаваемый уровень рентабельности;
-
сравнить различные идеи по эффективности инвестиционных затрат на их реализацию и тиражирование результатов.
Публикация предложений. Формируемое в режиме инкубатора предложение остается недоступным для пользователей до тех пор, пока автор не опубликует его в общедоступной части «Системы 4i». При публикации предложения «Система 4i» автоматически блокирует возможность редактирования автором сути предложения, фиксируя таким образом текст и дату публикации. Доказать права на опубликованную информацию автор может посредством редактирования любого другого раздела предложения при знании уникальных и секретных логинов и паролей, выданных ему системой при регистрации.
Оценка значимости предложений методом сетевого опроса. Оценка значимости опубликованных предложений возникает в результате обработки суждений, высказанных в процессе коллективного обсуждения. Коллективное обсуждение предполагает наличие возможности у любого пользователя выбрать и оценить любое предложение.
Отсутствие формальных ограничений, накладываемых на действия пользователей при выборе предложений и форме их обсуждения (открыто или анонимно), создает идеальные условия для получения объективных данных о значимости опубликованных предложений и проявления преимуществ «коллективного разума».
Размещение запросов. Наряду со сбором инициативных предложений «Система 4i» позволяет размещать специальные запросы на поиск решения актуальных проблем, сбор идей по которым осуществляется обособлено от общего перечня.
Формирование портфеля предложений. Результаты единообразной обработки идей позволяют использовать оптимизационные алгоритмы для формирования в пределах задаваемой инвестиционной суммы эффективных портфелей предложений.
Заключение. Можно много рассказывать о ключевой роли современных информационных систем как средств поддержки и оптимизации тех или иных бизнес-процессов. В нашем случае отметим лишь одну принципиальную особенность «Системы 4i». По сути «Система 4i» является неотъемлемым элементом инновационной инфраструктуры. А именно, «Система 4i» представляет собой встроенный в процесс коммерческой реализации идей некий виртуальный «прилавок», на который авторы самостоятельно выкладывают свои идеи в виде товара, имеющего свою «Суть», «Стоимость», «Собственника» и претендующего на «Реализацию». При этом лица, заинтересованные в реализации предложений, выступают в качестве «покупателей», осуществляющих поиск инвестиционно привлекательных идей. На этом виртуальном рынке инновационных предложений действует то же правило, что и на обычном: не все предлагаемые товары покупаются. При этом отпадает необходимость «покупателям» обосновывать свой отказ от «приобретения» (обязательного рассмотрения) каждого предложения. В результате сокращаются сроки и расходы на обработку всего практически неограниченного потока предложений и снижается уровень конфликтности между авторами и лицами, обеспечивающими отбор предложений для их последующего детального рассмотрения и реализации.
Валентин МАТОХИН,
Группа компаний «ТЕКОРА», г. Москва
Источник: Сборник трудов II Международной научно-практической конференции «Информационные технологии в образовании, науке и производстве», Серпухов, 30 июня - 4 июля 2008 г. - Серпухов, 2008. - 700 с.
Настоящая Политика конфиденциальности персональных данных действует в отношении всех персональных данных, которые Компания «ТЕКОРА» может получить от Вас во время использования Вами сайтов компании.
Заполняя форму на сайте https://tekora.ru/ и других веб-сайтах Компании «ТЕКОРА», которые собирают данные и ссылаются на эти условия, Вы даете свое добровольное согласие Компании «ТЕКОРА» на обработку нижеследующих персональных данных с применением автоматизированных средств обработки или без таковых: фамилия, имя, отчество; место работы, наименование занимаемой должности; адрес электронной почты; номер контактного телефона.
Предоставляя Компании «ТЕКОРА» информацию, необходимую для инициирования дальнейшего взаимодействия, Вы выражаете согласие на ее использование в соответствии с настоящей Политикой.
Если Вы не согласны с приведенными в настоящем документе условиями, пожалуйста, не используйте данные веб-сайты и не заполняйте формы запроса информации.
Компания «ТЕКОРА» означает:
АО «ТЕКОРА», Юридический адрес: 119633, г. Москва, муниципальный округ Ново-Переделкино, Боровское ш., дом. 18, корп. 3, этаж 1, помещение 1, комната 5, офис 40.
Почтовый адрес: 117393, Москва, ул. Профсоюзная, д.56, оф. 15оф 19-23.
Под обработкой персональных данных понимаются действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, в том числе Федеральным законом от 27.07.2006 N 152-ФЗ. "О персональных данных".
Предоставляя свои персональные данные Вы соглашаетесь на их обработку, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу, обезличивание, удаление, уничтожение Компанией «ТЕКОРА» в целях обработки Ваших заказов и запросов, для осуществления деятельности по продвижению товаров, работ, услуг или объектов интеллектуальной собственности на рынке путем осуществления прямых контактов с Вами с помощью средств связи, оценки и анализа сайта, анализа покупательских особенностей и предоставления персональных рекомендаций; информирования Вас об акциях, скидках и специальных предложениях посредством электронных рассылок, а также в целях связи с Вами (по электронной почте и/или телефону).
Предоставляя Компании «ТЕКОРА» свои персональные данные, вы можете быть уверены, что они не будут предоставляться третьим сторонам, за исключением случаев, когда это требуется в интересах деловых отношений между Вами и Компанией «ТЕКОРА». В некоторых случаях Компания «ТЕКОРА» обязана передавать Ваши персональные данные третьим лицам в связи с требованиями применимого законодательства. Например, это может быть в случае, когда существуют основания подозревать в совершении преступления или неправомерном использовании веб-сайта Компании «ТЕКОРА».
Вы можете в любой момент отказаться от получения сообщений по электронной почте, однако это не затрагивает передачу сообщений по электронной почте, которые требуются в целях реализации деловых отношений между Вами и компанией «ТЕКОРА».
Указанные веб-сайты содержат несколько ссылок на компании, с которыми Компания «ТЕКОРА» поддерживает деловые отношения. Компания «ТЕКОРА» не несет ответственность за соответствие требованиям по защите персональных данных в отношении использования веб-сайтов партнеров Компании «ТЕКОРА». Для получения информации о защите данных при посещении этих сайтов, пожалуйста, ознакомьтесь с политиками конфиденциальности на веб-сайтах соответствующих компаний.
Персональные данные, собираемые Компанией «ТЕКОРА», хранятся на защищенных серверах. Доступ разрешен только ограниченному числу уполномоченных лиц, которые нуждаются в нем для того, чтобы управлять веб-сайтами Компании «ТЕКОРА» или обеспечить их надлежащую функциональность, особенно в части технической поддержки.
Настоящим согласием Вы подтверждаете, что являетесь субъектом предоставляемых персональных данных, а также подтверждаете достоверность предоставляемых данных.
Компания «ТЕКОРА» предпринимает разумные меры для поддержания точности и актуальности имеющихся у нее персональных данных, а также удаления устаревших и других недостоверных или излишних персональных данных, тем не менее, Вы несёте ответственность за предоставление достоверных сведений, а также за обновление предоставленных данных в случае каких-либо изменений.
Вы можете в любой момент изменить (обновить, дополнить) предоставленную Вами персональную информацию или её часть, а также параметры её конфиденциальности путем обращения в Компанию «ТЕКОРА».
Обращаем внимание, что данное согласие предоставляется исключительно на добровольной основе. Настоящее согласие действует в течение 20 лет и может быть отозвано Вами в любое время, путем направления Компании «ТЕКОРА» заказного письма с уведомлением о вручении по адресам для корреспонденции Компании «ТЕКОРА», которые указаны в настоящем тексте согласия.
Все предложения или вопросы по поводу настоящей Политики следует сообщать Компании «ТЕКОРА» по телефону +7(495) 336-16-19 или по адресу электронной почты office@tekora.ru.
Политика конфиденциальности может обновляться в связи с возможными поправками к закону или изменениями внутренних процессов Компании «ТЕКОРА».
Последнее обновление: 1 марта 2021 г.