Идея рубль бережёт

10 ноября 2017 г.


Газета «Куйбышевский железнодорожник»


Рацпредложения, внедрённые по дороге, за три квартала 2017 года позволили сэкономить почти 19 млн руб.

С целевыми показателями по рационализаторской деятельности за 9 месяцев 2017 года справились служба автоматики и телемеханики и Самарский вычислительный центр.

Как пояснили в службе технической политики, целевые показатели основаны на среднесетевых значениях деятельности дирекций и филиалов ОАО «РЖД» в 2016 году. Они разработаны и утверждены на Куйбышевской железной дороге в феврале 2017 года.

За 3-й квартал 2017 года на дороге внедрено 1476 рационализаторских предложений, что на 18% больше, чем в 2016 году, а экономический эффект от их использования составил 103% по отношению к результатам 9 месяцев 2016 года. Улучшены и показатели массовости на 100 работающих в сравнении с 2016 годом: по количеству авторов, внедрённых рационализаторских предложений, по количеству предложений, по которым подсчитан экономический эффект.  

В службе технической политики особо отмечают службу автоматики и телемеханики, которая сосредоточила внимание на работе структурных подразделений по выполнению ключевых показателей, разработав декомпозиционный план для каждого цеха с еженедельным рассмотрением поставленных задач. В этом случае рационализаторские предложения вносят свой вклад в улучшение технологических процессов. Они в значительной степени способствуют повышению производительности труда, улучшают его условия, снижают эксплуатационные расходы.

«С 2015 года по хозяйству автоматики и телемеханики наблюдается выполнение целевых показателей по рационализаторской деятельности, – говорит  ведущий инженер службы технической политики Марина Толчина. – Придумано немало полезных идей, которые облегчают работу электромехаников дистанций сигнализации, централизации и блокировки, слесарей-ремонтников».

Вместе с тем ослабили свой результат дирекции тяги, моторвагонного подвижного состава, по ремонту пути, терминально-складским комплексом, связи, железнодорожных вокзалов, управления движением, по эксплуатации зданий и сооружений, по энергообеспечению, по эксплуатации и ремонту путевых машин, центр диагностики и мониторинга устройств инфраструктуры, служба пути.

По словам Марины Толчиной, с целью повышения эффективности рационализаторской деятельности в ОАО «РЖД» утверждена модель единого технологического процесса управления предложениями работников компании. Она реализована в виде системы СУПР «4И».

«Это единая база данных всех предложений, подаваемых в филиалах и в структурных подразделениях ОАО «РЖД», – поясняет Марина Толчина. – Реализована технология безбумажного документооборота при рассмотрении рацпредложений и при распространении научно-технической информации, а также создана коммуникационная площадка для авторов технических решений, что в совокупности позволяет сформировать эффективный механизм мониторинга, обеспечивающий расширение тиражирования рационализаторских предложений».

Система «4И» способствует увеличению вовлечённости персонала в процесс непрерывного совершенствования и обеспечивает оперативную обратную связь авторов предложений с экспертами структурных подразделений. Она расширяет круг железнодорожников, занимающихся новаторским творчеством, обеспечивает возможность для большего тиражирования рационализаторских предложений и, как следствие, для повышения экономического эффекта, получаемого от проектов улучшений, а также усиливает мотивацию руководителей филиалов ОАО «РЖД» к эффективной организации такой деятельности.

Как подчёркивают в службе технической политики, не остаётся без внимания техническое творчество молодых работников, которое даёт дороге экономический или технологический эффект и позволяет более рационально использовать производственные ресурсы.

Для привлечения молодых сотрудников в возрасте до 35 лет в ряды рационализаторов с работниками структурных подразделений регулярно проводится разъяснительная и агитационная работа с целью активизации творческой активности, увеличения количества рацпредложений. В каждом структурном подразделении имеется Уголок рационализатора с наглядной информацией о насущных проблемах и целях предприятия, о поощрениях и прочее.

Ежемесячно проводятся образовательные мероприятия, связанные с техническим творчеством. Всего за отчётный период организовано 146 мероприятий – это обучение, проведение школ передового опыта, семинаров. Молодые авторы принимают участие и в смотрах-конкурсах. В структурных подразделениях дороги проводятся технические занятия по вопросам правовой основы рационализаторской деятельности, соблюдения требований делопроизводства и мотивации персонала.

Владимир АКШАЕВ

Источник: Газета «Куйбышевский железнодорожник», выпуск 10.11.2017