Москва, ул. Профсоюзная, д.56, эт.15 оф 19-23
+7 (495) 336-16-19 (многоканальный)

Хорошо стоит?

24 мая 2022 г.


Газета «Гудок»


На прошлой неделе железнодорожники представили итоги первого этапа испытания измерительного комплекса «ЛЭПТОН» для диагностики состояния железобетонных опор.

Проект разработан специалистами Новосибирского государственного технического университета (НГТУ). Чтобы проверить состояние объекта, нужно установить на нём четыре датчика. Результаты измерения передаются на смартфон и фиксируются в специальном приложении. После оцифровки данных появляется экспресс-оценка опоры по светофорному принципу – зелёный, жёлтый, красный цвет.

– Есть разные неразрушающие методы диагностики, но они определяют лишь локальное повреждение. Чтобы получить информацию об изменении несущей способности конструкции, её жёсткости, нужно измерить частоту собственных колебаний объекта, – объяснил генеральный директор института электроэнергетики НГТУ Сергей Роденко. – Используя спектр частот собственных колебаний конструкции, «ЛЭПТОН» определяет наличие дефектов по всей её длине – как в подземной, так в надземной частях.

В минувшем году измерительный комплекс прошёл испытания на участках Сокур – Мошково и Изынский – Тогучин. Железнодорожники провели диагностику 250 опор контактной сети. В 28 случаях они обнаружили дефекты в подземной части объектов и ещё в 19 – в надземной. Результаты исследования стали для работников неожиданностью. Теперь специалисты хотят продолжить тестирование «ЛЭПТОН»: в этом году опоры с выявленными дефектами проверят приборами дорожной лаборатории. Кроме того, планируют провести диагностику конструкций под нагрузкой.

– Использование «ЛЭПТОН» повышает эффективность обследования опор контактной сети и сокращает трудозатраты. Если сейчас диагностикой занимается группа монтёров из 4–5 человек, то с этим прибором требуются всего двое, – прокомментировал главный инженер Западно-Сибирской дирекции по энергообеспечению Игорь Смолягин. – Также отмечу, что измерительный комплекс собран из российских комплектующих.

Проект стал победителем открытого запроса в Единое окно инноваций ОАО «РЖД». Эффективность от его использования – 13 млн руб. в год.

Дарья Доротова

Источник: Газета «Гудок» | Транссиб | Выпуск № 088 | 24.05.2022 | 7 полоса