Любые идеи очень дороги

1 декабря 2017 г.


Газета «Призыв»


На первом месте пока рационализаторские предложения

Дорога успешно осваивает программу, которая позволяет аккумулировать все предложения сотрудников.

Напомним, активная работа по внедрению специальной системы управления предложениями работников на ЮУЖД началась в начале года. Это сетевое ноу-хау, основанное на программном продукте 4И. Аббревиатура, указанная в названии, расшифровывается вполне элегантно: «Информационный инкубатор инновационных идей». Если же выражаться официальным языком, то главная задача программы – «сбор и обработка первичных предложений работников по широкому кругу вопросов, имеющих отношение к совершенствованию деятельности Компании».

Первоначально планировалось, что программа должна объединить уже имеющиеся в ОАО «РЖД», но ранее существовавшие «раздельно» ресурсы. Такие, например, как банк данных проектов «Бережливое производство» и «копилку» рационализаторских предложений. Однако её функции оказались гораздо шире: сегодня в 4И можно внести вообще все предложения, которые железнодорожники, предположим, захотят сделать по линии ресурсо­сбережения, изменения технологии или вопросов социальной и кадровой политики.

– Пилотный проект в своё время «откатали» на Приволжской магистрали. Разумеется, «пилот» на то и «пилот», что за ним был особый пригляд. Однако всплеск творческой активности, который случился у наших коллег, невозможно было объяснить только повышенным вниманием к 4И со стороны руководства магистрали и отдельных дирекций. Каждый месяц здесь собирали «урожай» из сотен предложений! – рассказывает заместитель начальника отдела службы технической политики ЮУЖД Алексей Харитонов.

По его мнению, подобная ситуация связана с несколькими факторами.

Во-первых, программа очень доступная. Чтобы попасть в неё, пользователю всего-то и надо, что рабочий компьютер, подключенный к сети Интранет.

– Набираем адрес сайта – http://supr.gvc.oao.rzd – и приступаем к процедуре регистрации. Вам потребуется ввести минимальный набор информации: фамилию и имя, наименование подразделения… Вот, собственно, и всё. Не надо никаких разрешительных документов, согласований, заявок, – поясняет Алексей Иванович.

Во-вторых, пользователь может легко сориентироваться и внутри самой программы. Так, после нажатия кнопки «Подать предложение» перед вами сразу же появится удобная таблица с подсказками. Вас попросят охарактеризовать тип предложения (бережливое, рационализаторское, кадровое, социальное), затем описать проблему и её решение (своими словами!), а также уточнить, какую именно выгоду в итоге получит предприятие. К этой «анкете» можно прикрепить различные сопутствующие документы: чертежи, фотографии, текстовые документы (особенно это актуально при оформлении рационализаторского или «бережливого» предложения).

В-третьих, пользователь всегда видит, в каком состоянии находится его заявка. Процедура выглядит так: зарегистрированная новинка немедленно попадает к «своему» ответственному сотруднику (например, если речь идёт о «рацухе», – к организатору технического творчества, а если о состоянии кадров, то к работнику кадровой службы), тот её обрабатывает, при необходимости связывается с экспертом, пишет резолюцию и переправляет документы руководителю, который в свою очередь принимает окончательное решение. И все эти «перемещения» в системе видно!

– Благодаря подобному подходу мы полностью переходим с бумажного носителя на электронный. Что, безусловно, позволит нам ускорить процесс согласования предложения на всех уровнях и его дальнейшего внедрения. Ведь раньше, чтобы «выверить» предложение, представителям служб приходилось, например, делать запрос в ДКТБ (причём оформлялся он в бумажном виде). А в этой системе эксперты будут подключаться к обсуждению предложения уже на начальном уровне, без всяких запросов. Кроме того, любая ваша заявка будет иметь «электронное подтверждение». А значит, её просто не получится спрятать «под сукно». Следы всё равно останутся! – подчёркивает Алексей Харитонов.

Помимо улучшения существующих технологических процессов, система поможет наладить обмен опытом между предприятиями – ведь база предложений, поступивших в 4И, абсолютно открыта. И тоже обладает удобным поисковым механизмом. Нужную вам новинку можно вычислить, указав либо её тему, либо предприятие, откуда она поступила, либо фамилию автора.

– Конечно, основной обработкой предложений, поступивших в систему, будут заниматься представители служб и дирекций. За РКЦУ закреплены контрольно-административные функции. Специалисты службы технической политики, например, проверяют и будут регулярно проверять, как обрабатываются заявки, не «висят» ли они без движения. Кроме того, мы будем подключаться к ситуации, если предложение будет затрагивать интересы сразу нескольких хозяйств – для лучшей координации процесса, – уточнил детали Алексей Харитонов.

Он также подчеркнул, что 4И – это очень «живая» система. Так, сегодня уже принято решение, что все поступающие с мест рационализаторские предложения (и неважно, в каком подразделении и на какой дороге они родились) будут оформляться только через «инкубатор». Более того, с сентября даже отчёты формы НТО-9 будут формироваться при помощи 4И! А в будущем на сети планируют вообще уйти от бумажных «рационализаторских» отчётов и полностью заменить их на электронные. Очень скоро эта практика распространится и на другие разделы «копилки идей», например, на бережливые проекты. Вполне возможно, что изменится и подход к общей статистике. Так, пока подробную выборку по 4И – с указанием, сколько, от кого и по какой тематике поступило предложений – можно сделать только на московском уровне, но постепенно подобная функция станет доступной и на местах.

Кстати, уж если мы заговорили о статистике… Как оказалось, наша дорога вполне прилично смотрится на общесетевом уровне: за последние несколько месяцев от ЮУЖД в общий «инкубатор» поступило 479 предложений, причём их количество уверенно растёт от месяца к месяцу. Пока наибольшую активность демонст­рируют представители местного филиала Трансэнерго – на их счету 78 предложений, и это, пожалуй, один из самых высоких показателей в пересчёте на количество работающих. Не отстают и работники Петропавловского отделения дороги – 64 предложения, ИВЦ – 61 предложение, ЦФТО – 20 предложений. Стоит также отметить усилия Дирекции инфраструктуры – 158 предложений. Здесь активность показали представители вагонной службы и Дирекции по ремонту путевых машин, а вот путейцы пока особым желанием не отметились…

– Так что нам, безусловно, есть к чему стремиться. Уверен, что простоту и удобство системы 4И очень скоро оценят все железнодорожники, – подводит предварительные итоги Алексей Харитонов.

Марина ПОНОМАРЁВА

Источник: Газета «Призыв», выпуск 01.12.2017