Марафон идей
Об организации «Лаборатории идей», ее связи с мотивацией персонала, особенностях коммуникации и обучения сотрудников, а также о том, как подобные проекты могут помочь компании в кризис, рассказывает Инна Герасимова, руководитель направления по инновациям дирекции процессного управления банка «УРАЛСИБ».
До запуска проекта рекомендуем определить цели и задачи, которые он должен решить. На примере «Лаборатории идей» банка «УРАЛСИБ» мы можем сказать, что подобные проекты будут полезны для любой крупной компании. С одной стороны, они помогают развитию бизнес-процессов, сокращению затрат, улучшению качества обслуживания клиентов и повышению удовлетворенности сотрудников компании. С другой – способствуют формированию корпоративной культуры и вовлеченности сотрудников.
- Центральный офис банка не только получает информацию о проблемах, имеющихся в региональной сети, но и перечень идей для их решения.
- Корпоративная культура стала более открытой к переменам.
- Сотрудники могут влиять на происходящие в банке изменения.
- Идеи сотрудников позволяют банку становиться все более эффективным, прибыльным и клиентоориентированным.
Суть работы
«Лаборатория идей» была запущена в банке «УРАЛСИБ» 25 июля 2017 года. Любой сотрудник может предложить свою идею на внутреннем корпоративном портале. Затем к работе подключаются эксперты, которые оценивают качество предложения и его выполнимость. По результатам экспертизы лица, принимающие решения, выносят свой «вердикт», и, если идея одобрена, реализаторы воплощают ее в жизнь.
Это если в нескольких предложениях коротко описать суть работы с идеями. Однако, как и в любом масштабном проекте, важны детали. Остановимся на них подробнее.
Принципы
Уже при запуске «Лаборатории идей» мы предусмотрели ряд принципов, на которых строится ее работа. С ними каждый может ознакомиться на корпоративном портале.
Свобода
Каждый сотрудник может подать предложение, а также выразить свое мнение по любой идее. Чтобы авторы не боялись высказаться, предусмотрена возможность анонимного участия в проекте. Ни менеджер по инновациям, ни кто-либо еще не сможет выявить автора, если он выбрал опцию подачи идеи «инкогнито», но ответ он в любом случае получит.
Развитие
Любую идею можно дорабатывать и дополнять, чтобы повысить ее качество и ценность для банка, вне зависимости от уровня начальной проработки и степени детализации.
Объективность
Каждое предложение рассматривается по одним и тем же правилам. Во внимание принимаются реализуемость идеи и ее эффект для банка. Все идеи, даже самые незначительные, получают оценку и полноценный комментарий эксперта. Иногда мы получаем очень смелые и даже радикальные предложения, но и на них автор получит конструктивный ответ.
Приоритизация
При реализации положительно оцененных идей приоритеты устанавливаются исходя из интересов развития банка.
Прозрачность
Автор, а также каждый участник системы видят оценку любой идеи и текущий статус ее реализации. В случае отказа от внедрения идеи причины этого понятно описаны в системе.
Базовые элементы
Система работы «Лаборатории идей» включает в себя четыре ключевых элемента.
1. ИТ-система
Создайте удобную ИТ-систему, которая позволит автоматизировать процесс обработки идей и выстроить коммуникацию между участниками системы на всех этапах, от подачи до реализации. Принимая решение об использовании такой системы, мы рассматривали два варианта: разработать ее самостоятельно или использовать промышленное рыночное решение. В конце концов мы остановились на втором.
2. Процесс
Выстройте процесс работы с идеями. Мы в «Лаборатории идей», с одной стороны, учитывали рыночные практики, с другой — понимали, что этот процесс уникален для каждой компании. Он учитывает особенности организационной структуры, систему и культуру принятия решений, а также текущие бизнес-процессы. И наш банк не исключение.
Мы выделили три ключевые роли:
Автор идеи: любой сотрудник банка может подать идею через форму на корпоративном портале или в самой системе.
Менеджер по инновациям: изучает идею и задает автору уточняющие вопросы в случае необходимости, а затем направляет эту идею на экспертизу в подразделение, в чьей зоне ответственности находится идея.
Эксперт: принимает решение о целесообразности внедрения инициативы и отображает это в рецензии в системе.
Далее менеджер по инновациям меняет статус в системе и отображает ответ эксперта, а автор получает уведомление о смене статуса и комментарий, в котором в случае одобрения идей указаны ориентировочные сроки ее реализации.
Менеджер по инновациям также отслеживает, что происходит с одобренными идеями, взяты ли они в реализацию и реализованы ли в указанный срок. Информация об изменении статуса, а также о переносе срока направляется автору идеи.
Проработка и реализация идей находится на стороне подразделений банка. В отдельных случаях «Лаборатория идей» может помочь им в ведении проекта.
Мы определили два подхода к работе с идеями:
- «Свободный микрофон», когда сотрудник может подать идею на любую актуальную тему.
- Проведение инновационных кампаний по запросу бизнес-подразделений. Каждая кампания посвящена конкретной теме: повышение продаж, оптимизация процесса, сокращение расходов и т. д. «Лаборатория идей» сообщает сотрудникам о проведении кампании через рассылку письма — запроса за подписью руководителя подразделения-заказчика и баннер на корпоративном портале, кликнув на который сотрудник переходит на форму подачи идеи в рамках кампании.
Идеи, предложенные в рамках кампании, проходят предварительную оценку экспертов, после чего заказчик принимает решение о том, какие идеи берутся в реализацию, а какие отклоняются, и определяет победителей.
Не все предложенные идеи принимаются в работу, однако мы стремимся сохранить их потенциал. Делаем это следующим образом. Форма предложения содержит несколько разделов, обязательных для заполнения: название идеи, описание проблемы, описание идеи, результат и комментарий. Каждый раз, обсуждая поступившие предложения с экспертом, мы анализируем не только саму идею, но и проблему, которая легла в ее основу. Бывает, что предложенная идея не дает лучшего решения проблемы, зато дает информацию о ее наличии. А это сигнал к тому, что ее нужно устранять.
3. Система мотивации
Не забывайте о мотивации. Нам удалось выстроить полноценную систему мотивации, в которую включены как материальная, так и нематериальная составляющие.
Материальная мотивация основана на внутренней валюте «Лаборатории идей» — фишках. Они начисляются и авторам, и экспертам.
Фишки можно копить и обменивать на призы. Помимо дорогих призов в системе есть возможность накопить и на небольшой подарок. Например, лампочку-антистресс с символикой «Лаборатории идей» может получить даже тот автор, чьи идеи не были одобрены. Так бренд «Лаборатории» постепенно появляется на столах сотрудников и повышает их интерес к инновационной площадке.
Нематериальная мотивация
- Рейтинги авторов и экспертов, которые размещены на корпоративном портале и доступны всем сотрудникам.
- На основании рейтинга выбираются лучшие авторы и эксперты.
Один раз в квартал мы называем их имена в статье, посвященной результатам работы «Лаборатории», а лучших по итогам года приглашаем в Москву на церемонию награждения с участием первых лиц банка. Кроме того, в этом году мы подарили лучшим инноваторам тренинг по развитию креативности и инструментам выработки решений.
4. Система коммуникации
Создайте благоприятную внутреннюю информационную среду, когда поощряются креативность и инновационность.
Задачи, которые решает система коммуникации «Лаборатории идей» в банке «УРАЛСИБ»:
- показывать целевое поведение авторов и экспертов и поощрять их через награждение и коммуникацию;
- информировать коллег о потребностях бизнеса;
- давать свободу предлагать идеи на ЛЮБУЮ тему;
- поддерживать вовлеченность сотрудников;
- показать поддержку топ-менеджемента.
Для этого в «Лаборатории идей» продуманы инструменты коммуникации.
- В лифтовых холлах и офисах банка, включая региональные подразделения, размещены плакаты как с известными мировыми инноваторами нашего времени, так и с лучшими авторами и экспертами УРАЛСИБа. На каждом плакате инноватора банка описаны его основные достижения.
- На корпоративном портале публикуются новости о лучших инноваторах по результатам квартала и года, о результатах и победителях кампаний; есть рубрика «Секреты лучших инноваторов» с рассказом о них и советами по генерации, предложению и оценке идей; даются анонсы мероприятий, проводимых «Лабораторией», и их итоги.
- Баннеры «Лаборатории» на портале банка оповещают о текущих кампаниях, поздравляют коллег с праздниками, приглашают на марафоны и т. д.
- На корпоративном портале создан отдельный раздел, где размещается вся информация о «Лаборатории идей».
- Организуется публичная церемония награждения.
- Проводятся промоакции: например, в офисе банка сотрудникам раздают промошоколадки как напоминание о проекте.
Результаты
Описанный комплексный подход позволяет эффективно работать с идеями сотрудников и получать хорошие результаты.
Мы измеряем экономический эффект от реализованных идей. Хочется отдельно отметить, что явный прямой/непосредственно экономический эффект имеют около половины идей. Остальные позволяют:
- повысить удовлетворенность клиентов;
- повысить удовлетворенность сотрудников;
- снизить риски;
- улучшить имидж банка на рынке.
Так как есть прямая зависимость между количеством идей и вовлеченностью сотрудников, то вторым показателем результативности «Лаборатории идей» является вовлеченность, то есть доля сотрудников, предложивших хотя бы одну идею в рамках работы «Лаборатории». И этот коэффициент постоянно растет.
Инна Герасимова
Источник: Журнал «УРАЛСИБ»
Настоящая Политика конфиденциальности персональных данных действует в отношении всех персональных данных, которые Компания «ТЕКОРА» может получить от Вас во время использования Вами сайтов компании.
Заполняя форму на сайте https://tekora.ru/ и других веб-сайтах Компании «ТЕКОРА», которые собирают данные и ссылаются на эти условия, Вы даете свое добровольное согласие Компании «ТЕКОРА» на обработку нижеследующих персональных данных с применением автоматизированных средств обработки или без таковых: фамилия, имя, отчество; место работы, наименование занимаемой должности; адрес электронной почты; номер контактного телефона.
Предоставляя Компании «ТЕКОРА» информацию, необходимую для инициирования дальнейшего взаимодействия, Вы выражаете согласие на ее использование в соответствии с настоящей Политикой.
Если Вы не согласны с приведенными в настоящем документе условиями, пожалуйста, не используйте данные веб-сайты и не заполняйте формы запроса информации.
Компания «ТЕКОРА» означает:
АО «ТЕКОРА», Юридический адрес: 119633, г. Москва, муниципальный округ Ново-Переделкино, Боровское ш., дом. 18, корп. 3, этаж 1, помещение 1, комната 5, офис 40.
Почтовый адрес: 117393, Москва, ул. Профсоюзная, д.56, оф. 15оф 19-23.
Под обработкой персональных данных понимаются действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, в том числе Федеральным законом от 27.07.2006 N 152-ФЗ. "О персональных данных".
Предоставляя свои персональные данные Вы соглашаетесь на их обработку, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу, обезличивание, удаление, уничтожение Компанией «ТЕКОРА» в целях обработки Ваших заказов и запросов, для осуществления деятельности по продвижению товаров, работ, услуг или объектов интеллектуальной собственности на рынке путем осуществления прямых контактов с Вами с помощью средств связи, оценки и анализа сайта, анализа покупательских особенностей и предоставления персональных рекомендаций; информирования Вас об акциях, скидках и специальных предложениях посредством электронных рассылок, а также в целях связи с Вами (по электронной почте и/или телефону).
Предоставляя Компании «ТЕКОРА» свои персональные данные, вы можете быть уверены, что они не будут предоставляться третьим сторонам, за исключением случаев, когда это требуется в интересах деловых отношений между Вами и Компанией «ТЕКОРА». В некоторых случаях Компания «ТЕКОРА» обязана передавать Ваши персональные данные третьим лицам в связи с требованиями применимого законодательства. Например, это может быть в случае, когда существуют основания подозревать в совершении преступления или неправомерном использовании веб-сайта Компании «ТЕКОРА».
Вы можете в любой момент отказаться от получения сообщений по электронной почте, однако это не затрагивает передачу сообщений по электронной почте, которые требуются в целях реализации деловых отношений между Вами и компанией «ТЕКОРА».
Указанные веб-сайты содержат несколько ссылок на компании, с которыми Компания «ТЕКОРА» поддерживает деловые отношения. Компания «ТЕКОРА» не несет ответственность за соответствие требованиям по защите персональных данных в отношении использования веб-сайтов партнеров Компании «ТЕКОРА». Для получения информации о защите данных при посещении этих сайтов, пожалуйста, ознакомьтесь с политиками конфиденциальности на веб-сайтах соответствующих компаний.
Персональные данные, собираемые Компанией «ТЕКОРА», хранятся на защищенных серверах. Доступ разрешен только ограниченному числу уполномоченных лиц, которые нуждаются в нем для того, чтобы управлять веб-сайтами Компании «ТЕКОРА» или обеспечить их надлежащую функциональность, особенно в части технической поддержки.
Настоящим согласием Вы подтверждаете, что являетесь субъектом предоставляемых персональных данных, а также подтверждаете достоверность предоставляемых данных.
Компания «ТЕКОРА» предпринимает разумные меры для поддержания точности и актуальности имеющихся у нее персональных данных, а также удаления устаревших и других недостоверных или излишних персональных данных, тем не менее, Вы несёте ответственность за предоставление достоверных сведений, а также за обновление предоставленных данных в случае каких-либо изменений.
Вы можете в любой момент изменить (обновить, дополнить) предоставленную Вами персональную информацию или её часть, а также параметры её конфиденциальности путем обращения в Компанию «ТЕКОРА».
Обращаем внимание, что данное согласие предоставляется исключительно на добровольной основе. Настоящее согласие действует в течение 20 лет и может быть отозвано Вами в любое время, путем направления Компании «ТЕКОРА» заказного письма с уведомлением о вручении по адресам для корреспонденции Компании «ТЕКОРА», которые указаны в настоящем тексте согласия.
Все предложения или вопросы по поводу настоящей Политики следует сообщать Компании «ТЕКОРА» по телефону +7(495) 336-16-19 или по адресу электронной почты office@tekora.ru.
Политика конфиденциальности может обновляться в связи с возможными поправками к закону или изменениями внутренних процессов Компании «ТЕКОРА».
Последнее обновление: 1 марта 2021 г.