Москва, ул. Профсоюзная, д.56, эт.15 оф 19-23
+7 (495) 336-16-19 (многоканальный)

Мы – за реальные эффекты!

8 сентября 2017 г.


Газета «Железнодорожник Поволжья»


В Саратовской дирекции связи отлажена система поиска успешных рацпредложений и проектов бережливого производства

Один из лидеров бережливой и рационализаторской деятельности на Приволжской железной дороге – Саратовская дирекция связи. Её специалисты – неоднократные победители дорожных и сетевых конкурсов – регулярно удивляют нас своими оригинальными техническими решениями. О причинах успехов связистов на новаторском поприще рассказывает их идейный вдохновитель Владимир Бирюков.

Владимир Бирюков, главный инженер Саратовской дирекции связи – Владимир Семёнович, на протяжении последних нескольких лет связисты считаются фаворитами многих соревнований, касающихся работы в системе «4И», бережливого производства и рационализаторской деятельности. В чём секрет? 

– На самом деле здесь никакого секрета нет. Добиться успехов в деле подачи предложений нам помогла сама «4И». У нас в каждом цехе, в каждой ремонтно-восстановительной бригаде есть персональные компьютеры с доступом в интранет и, соответственно, в систему «4И». Когда у работников возникают идеи, они имеют возможность делиться ими с коллегами с других участков и руководством дирекции. Специально назначенные публикаторы помогают оформлять предложение в «4И». После этого его автор получает обратную связь от экспертов РЦС и дирекции, способных объективно оценить полезность того или иного нововведения.

Чтобы обучить специалистов работе в системе подачи предложений, мы проводили технические занятия, и теперь многие сотрудники дирекции имеют возможность самостоятельно публиковать свои идеи.

– То есть работники могут писать туда всё, что угодно? 

– Изначально мы просили персонал вносить в систему абсолютно все, даже самые незначительные предложения. Отдельные идеи было невозможно применить к нашей работе, но есть и такие, которые успешно внедрялись в реальном производстве.

На первом этапе знакомства с системой «4И» для нас было важно, чтобы работники узнали её, отработали порядок подачи предложений и поняли, что ничего сложного в этом нет. Но уже на втором этапе мы сделали ставку не на количество, а на качество предложений по всем рубрикам. Это привело к тому, что все рационализаторские предложения мы теперь берём из системы «4И», все будущие проекты бережливого производства встречаем там же. Кроме того, есть одна полезная функция, которая позволяет руководству дирекции создавать запросы на самые актуальные темы. Работники видят, какие задачи сегодня стоят перед ними и нашей дирекцией, и предлагают свои решения по заданной проблематике. 

Каждый специалист может высказаться и получить обратную связь посредством опять-таки системы «4И». Я считаю, это очень удобно. Ведь иной раз рядовой механик, работающий на линии, может найти оригинальное решение там, где мы ещё не искали! Энергичнее всего в деле подачи предложений проявляет себя наша молодёжь. Специалистов, подкидывающих полезные идеи, всячески поощряем.

–  Скольких человек уже удалось вовлечь в процесс подачи предложений?

– По итогам прошлого года вовлечённость персонала составляла 83 процента от списочной численности работников структурных подразделений.

В первом полугодии текущего года в плане подачи предложений успели себя проявить порядка 60 процентов специалистов. Уверен, что до конца декабря эта цифра изменится в большую сторону. Всё дело в плане-графике публикации идей, декомпозированном по структурным подразделениям. С его по­мощью нам удаётся обеспечивать плановую вовлечённость персонала. Впрочем, многие проекты возникают у работников вне зависимости от имеющегося плана, так как творческий процесс, сами понимаете, дело живое и непредсказуемое.

– Какой реализованный проект Вы считаете самым удачным? 

– Честно говоря, все технические решения, которые публикуют наши специалисты, интересные. Из последних могу выделить проект, который называется «Сокращение затрат по организации поездной радиосвязи на участке Досанг – Сероглазово». 

Положительный эффект достигается в результате исключения из эксплуатации радиостанции РС-46М по разъезду Хошеутовский, расположенному между станциями Досанг и Сероглазово. Раньше бригада связистов по графику выезжала на обслуживание упомянутой радиостанции, затрачивая ценные ресурсы – время и топливо. После реализации проекта эти расходы удалось исключить. 

Команду по улучшению процесса возглавили главный инженер Астраханского регионального центра связи Владимир Куренков и начальник участка производства Николай Нагорный. Они решили спрямить провода воздушной линии связи путём установки одной опоры и натяжки нескольких проводов. Для обеспечения нормативного уровня высокочастотного сигнала на станции Досанг было установлено устройство компенсации потерь радиосигнала. Оно высвободилось в связи с вводом в эксплуатацию двухпроводного волновода на участке Аксарайская – Кигаш. Так что все затраты на реализацию проекта свелись к приобретению одной опоры. 

В нынешнем году, учитывая расходы, экономический эффект от нововведения составит 5,5 тысячи рублей. Но это только поначалу! В дальнейшем будем ежегодно экономить по 15656 рублей – именно такая сумма затрачивалась раньше на транспортные расходы для обслуживания радиостанции на разъезде Хошеутово.

– Честно говоря, экономический эффект не самый впечатляющий... Почему же Вы называете этот проект одним из самых успешных? 

– Да, эффект небольшой, но зато он реальный! Другими словами, мы показали только те затраты, которые нам удалось сэкономить. Мы могли бы ещё, конечно, учесть потенциальный эффект в несколько сотен тысяч рублей, но я считаю, что это эфемерные деньги.

Представим такую ситуацию. Электромеханик собрал из подручных материалов тренажёр, заводской аналог которого стоит, допустим, пять миллионов рублей. Если он напишет такую же сумму в графе «Экономический эффект», то это будет неправильно. Ведь на его предприятии никто не планировал покупать столь дорогостоящий тренажёр, да и денег на подобные цели в бюджете организации заложено не было. То есть, по сути, ничего не сэкономили, а значит, в данном примере экономический эффект может быть только потенциальным. В случае с радиостанцией мы также могли учесть стоимость нового прибора, который нам пришлось бы рано или поздно покупать на замену действующей радиостанции. Но мы этого не сделали. 

Изначально нас критиковали за небольшие экономические эффекты, а теперь наш подход ставят в пример другим.

– А если проект не имеет экономического эффекта, Вы всё равно будете его рассматривать?

– Для нас важно каждое предложение наших сотрудников. Если у них есть интересное решение, то пускай выдвигают. И даже если идея имеет копеечный эффект, всё равно рассматриваем её, причём на уровне руководящего аппарата дирекции. Совместно с Владимиром Борисовичем Филимоновым мы ежемесячно анализируем результаты нашей работы в системе «4И». Например, недавно отбирали лучшие проекты на сетевой конкурс «Новое звено», приглашали авторов и рассуждали вместе с ними о значимости их предложений.

За полезную активность в «4И» у нас полагаются денежные выплаты. А если опубликованная идея перерастает в рационализаторское предложение или полноценный проект бережливого производства, авторы поощряются дополнительно. Мы очень заинтересованы в подобной деятельности, поэтому будем продолжать работать в том же направлении.

Алексей ШМАЛЕЙ

Источник: Газета «Железнодорожник Поволжья», выпуск 08.09.2017