Москва, ул. Профсоюзная, д.56, эт.15 оф 19-23
+7 (495) 336-16-19 (многоканальный)

Программа «Дальневосточная дорога – полигон опережающего развития» даёт старт социальным инновациям

5 сентября 2022 г.


Портал Gudok.ru


Начальник Центра инновационного развития ОАО «РЖД» Дмитрий Вербов о внедрении прорывных решений на предприятиях холдинга на Дальнем Востоке

В ОАО «РЖД» с 2020 года реализуется целевая комплексная программа «Дальневосточная дорога – полигон опережающего развития». О задачах, решаемых в рамках программы, и реализуемых проектах «Гудку» рассказал член управляющего комитета программы, начальник Центра инновационного развития (ЦИР) Дмитрий Вербов. 

– Дмитрий Михайлович, со старта программы прошло уже более двух лет, много за это время изменилось и в стране, и в мире. Не потеряла ли дальневосточная повестка актуальность для компании?

– Можно уверенно сказать, что не только не потеряла, но в современных условиях стала ещё более значимой. Программа – наш вклад в государственную политику развития макрорегиона, основные параметры которой определены указом президента РФ «О мерах по социально-экономическому развитию Дальнего Востока» и Национальной программой развития Дальнего Востока до 2024 года и на перспективу до 2035 года.

За последние месяцы в условиях глобальных изменений привычных товаропотоков Дальневосточная дорога и весь Восточный полигон значительно укрепились, обеспечивая связанность регионов страны и функционирование международных транспортных коридоров. Через магистраль, имеющую выход к 28 морским терминалам тихоокеанского побережья и теперь уже четырём железнодорожным погранпереходам, осуществляется более 30% экспортных перевозок. От её работы напрямую зависит положение отраслей отечественной промышленности и благополучие занятого в них населения.

Такое значение дороги для экономики и жителей России предъявляет повышенные требования к профессионализму железнодорожников, к техническому оснащению и технологическому развитию.

– Какова роль ЦИРа в реализации программы?

– При запуске программы руководством компании была поставлена задача – сделать ДВЖД полигоном для апробирования самых смелых инновационных решений. Помимо функций организации деятельности управляющего комитета программы ЦИР является инициатором и активным участником целого ряда проектов, входящих в портфель программы и реализуемых в интересах развития региона. 

Прежде всего программа дала старт новому направлению инновационной деятельности – социальным инновациям, которые направлены на удовлетворение первоочередных, ежедневных потребностей наших работников. Приведу несколько примеров. Одна из главных проблем – снабжение продовольствием и товарами первой необходимости населения, проживающего в отдалённых посёлках без круглогодичных автодорог. Неразвитая конкуренция, высокие цены, недостаточное качество и ассортимент продуктов – всё это демотивирует людей. 

Департаментом социального развития, руководством ДВЖД совместно с АО «ЖТК» запущен пилотный социальный проект выездной торговли. Апробирован маршрут курсирования вагона-магазина из Тынды в Верхнезейск. По результатам уже совершённых поездок покупатели, а в основном это работники ОАО «РЖД», оценили ассортимент из 250 позиций качественных товаров по сниженным ценам. Он будет обновляться и расширяться по пожеланиям населения, подумаем и над расширением географии курсирования вагона. Кроме того, в планах развитие сервиса альтернативного торгово-бытового обслуживания, например, прорабатывается возможность онлайн-заказа необходимых товаров.

Повышение доступности медицинских услуг – ещё один наш приоритет. В конце августа ДВЖД, Центральная дирекция здравоохранения, Центр фирменного транспортного обслуживания, АО «РЖД Логистика» и АО «Федеральная грузовая компания» реализовали межфункциональный проект. В отдалённые посёлки, куда не добраться автомобилем, впервые отправлена экспедиция из бригады квалифицированных медиков с диагностическим оборудованием из состава передвижного медицинского комплекса «РЖД-Медицина». Это совершенно новая технология, которая позволила разместить медицинские автомобильные модули на железнодорожном подвижном составе, спланировать и учесть все детали труда и быта медиков. В составе команды терапевт, отоларинголог, офтальмолог, врач ультразвуковой диагностики. За две недели пациенты из 11 населённых пунктов смогут сделать рентген, пройти лабораторную диагностику и ЭКГ. Мы бы хотели, чтобы «рейсы здоровья» осуществлялись регулярно, расширяя географию. А в дальнейшем программой предусмотрено возобновление работы передвижного медицинского комплекса на железнодорожном ходу.

И конечно, благополучие людей зависит прежде всего от уровня их доходов. Генеральный директор – председатель правления ОАО «РЖД» Олег Белозёров поставил задачу исключить возможность оказаться за чертой бедности работников компании. Специалисты департаментов по организации, оплате и мотивации труда, социального развития и управления персоналом, ДВЖД провели подробный анализ. По результатам первого полугодия у 101 семьи железнодорожников (включая 213 детей) доход на одного члена семьи оказался ниже прожиточного минимума. Были разработаны адресные меры их поддержки. Работа ведётся по двум направлениям. Прежде всего этим работникам предоставлен компенсируемый социальный пакет, а также расширен диапазон компенсируемых услуг: включены расходы на оплату услуг ЖКХ, подготовки детей к школе, расходов на приобретение предметов первой необходимости для детей в возрасте до трёх лет. 

Второе направление связано с поиском и реализацией инновационных решений, направленных на замену низкоквалифицированных и низкооплачиваемых профессий, в том числе через обучение работников. Отобраны наиболее перспективные решения, например технологии «Цифровой приёмосдатчик» и «Цифровой сигналист». Отдельный блок задач решается по направлению совмещения профессий, универсализации специалистов. Внедрение современных решений позволит переключить работников с выполнения рутинных задач на современные и достойно оплачиваемые направления.

Кроме того, при поддержке управляющего комитета и инженерного блока ДВЖД, а также за счёт запуска программы поддержки инноваций удалось организовать пилотные внедрения ряда инновационных проектов, которые после апробации на Дальневосточной дороге будут востребованы на всей сети. В частности, дирекции по ремонту пути и по управлению терминально-складским комплексом внедряют энергосберегающую и экологичную систему отопления. В интересах Дальневосточной дирекции по ремонту пути реализуется проект, связанный с обеспечением запуска путевой техники в период отрицательных температур наружного воздуха и направленный на увеличение срока службы штатных аккумуляторов. Разработчик проекта, кстати, является победителем второй акселерационной программы ОАО «РЖД».
По нашей оценке, за время реализации программы уже реализовано более 90 проектов и инициатив.

– Как находятся идеи проектов и инициатив?

– Здесь нам помогает комплексная система поддержки инноваций, развиваемая в компании несколько последних лет. Среди её инструментов «Единое окно инноваций», открытые запросы, корпоративная акселерационная программа, которая в этом году проводится уже в четвёртый раз.

Ещё одним источником предложений и их реализации является созданная в Хабаровске совместно с Агентством развития навыков и профессий Точка кипения Hi-Tech. Координирует работу по развитию инновационной деятельности и культуры инноваций команда Дальневосточного центра инновационного развития – подразделения, которое было образовано первым на сети и дало толчок к созданию таких центров на всех дорогах.

Пространство, которое нам удалось создать, само по себе привлекает неравнодушных людей, помогает им объединяться и трансформировать вопросы в ответы. С момента открытия Точки кипения на площадке отобраны 17 рационализаторских предложений, проведено более 50 мероприятий, одно из которых – это управленческая сессия, посвящённая социокультурному развитию ДВЖД. На сессии мы реализовали принцип прямого диалога на равных между руководством центрального аппарата компании и дороги, обсудили задачи в области создания передовых условий труда работников, социально бытового обеспечения и развития социальной инфраструктуры. Разработанный в течение обсуждения портфель инициатив вошёл в соответствующий проект концепции, который мы планируем утвердить до конца сентября. Если коротко, то помимо повышения комфорта жизни людей, их удовлетворённости, о которых я уже говорил, ещё одной целью концепции является преобразование корпоративной культуры в направление человекоцентричности, клиентоориентированности, партнёрства и развития.

Нам очень интересны идеи молодёжи. С конца прошлого года мы ещё плотнее стали работать с Дальневосточным государственным университетом путей сообщения: реализуем совместный проект «Студенческий бизнес-инкубатор». Только в первом полугодии команды студентов и преподавателей представили восемь проектов, часть из которых принята в разработку. Среди них такие предложения, как «Анализ работы системы тягового электроснабжения в условиях роста грузооборота» и «Контроллер мощности дизель-генераторной установки тепловоза». Вовлечение талантливой молодёжи в систему инновационного развития – залог того, что инновации в скором времени станут привычным явлением, а инновационное мышление – частью корпоративной культуры.

Авторами самых важных идей становятся сами работники магистрали. Руководителями компании и дороги за время существования программы проделан путь в тысячи километров, проведены десятки встреч с работниками дороги и жителями отдалённых станций. Вопросов задают много, решить все в короткое время сложно, но каждое обращение и предложение не остаётся без внимания, мы обязательно их включаем в планы мероприятий и далее выносим на решение управляющего комитета. 

– Ожидается ли создание дополнительных инструментов, позволяющих ускорить достижение целей программа «Дальневосточная дорога – полигон опережающего развития»?

– Да, мы не стоим на месте, видим точки роста. Для ускорения внедрения улучшений разработано и проходит согласование положение об экспериментальных нормативных режимах в сфере инноваций на ДВЖД. Это будет первая практика, основанная на существующем в России опыте так называемых регуляторных песочниц. Предполагается значительно сократить путь пилотного внедрения инновационных решений в сферах традиционного, годами устоявшегося нормативного регулирования, и тех, для которых нормативная база ещё не разработана. После апробирования новых решений на полигоне ДВЖД будет приниматься решение по формированию новой или актуализации существующей нормативной базы.

Всё это делается для того, чтобы за счёт ускоренного внедрения улучшений, адресного устранения существующих проблем региона эффекты от реализации программы «Дальневосточная дорога – полигон опережающего развития»   почувствовал каждый житель этого субъекта РФ. 

Беседовал
Игнат Вьюгин

Источник: Портал Gudok.ru | Первые лица / 05.09.22 15:23