Проводники инноваций

30 ноября 2020 г.


Газета «Гудок»


Внедрение новых технологий и технических решений обеспечивает эффективное развитие компании

Без прогресса нет будущего, невозможно выдержать конкуренцию и эффективно решать поставленные задачи в настоящем. В основе современного интенсивного развития лежат инновации. О том, как в компании идёт работа по поиску и внедрению новейших технических и технологических решений, рассказывает начальник Центра инновационного развития ОАО «РЖД» Дмитрий Вербов.

– Дмитрий Михайлович, какие главные задачи инновационного развития, на ваш взгляд, стоят перед компанией и как они связаны с приоритетами ОАО «РЖД» в целом?

– На мой взгляд, инновации – это и есть способы достижения любой компанией своих целей. Всю нашу работу можно разделить на две части: поддержание устойчивости существующих процессов (для нас это главным образом непрерывный перевозочный процесс пассажиров и грузов) и изменение этих процессов, чтобы сделать их эффективнее, быстрее, безопаснее, лучше для вовлечённых в него людей. Причём общий тренд таков, что важность второй части – управление изменениями – в лучших мировых компаниях возрастает. Буквально завтра ты должен хоть что-то делать не так, как вчера.
Поэтому везде, где мы видим себя на передовых позициях, необходимо менять устоявшиеся процессы. Новые технологии и технические решения во всех сферах – перевозках, взаимодействии с пассажирами и участниками рынка, офисных процессах – всё чаще становятся единственным способом снизить себестоимость, найти новые источники выручки, выйти на новый уровень безопасности.
Говоря непосредственно о задачах, я бы назвал три главные: увеличение скорости принятия решений, повышение эффективности «воронки» инноваций (то есть чтобы инновационные проекты приносили больше реальных эффектов в производственном процессе) и принятие решений о внедрении новых технологий и технических решений на основе управления рисками. Поясню последний тезис. Мы привыкли тщательно выверять каждый шаг, каждое решение. В основе такого консервативного подхода – забота о безопасности, ведь мы отвечаем за жизни пассажиров. Однако верно и другое: иногда долгое принятие решений стоит нам дороже, чем цена ошибки. Инновации без неудач невозможны, просто нужно учиться находить баланс между скоростью и качеством.
Если говорить о конкретных направлениях применения инновационных решений, у нас выработана система планирования инновационной деятельности на кратко-, средне- и долгосрочную перспективу. В соответствии с приоритетами Долгосрочной программы развития ОАО «РЖД» утверждена Комплексная программа инновационного развития холдинга «РЖД» на период до 2025 года (КПИР). Можно сказать, что на текущий момент КПИР отражает направления развития и ключевые проекты, актуальные сегодня и, возможно, в течение ближайших двух лет. Ведь инновации применяются не только в области «железа», например локомотивов или верхнего строения пути, где изменения происходят с не очень высокой скоростью, но и в таких стремительно развивающихся направлениях, как сквозные цифровые технологии и квантовые коммуникации. Поэтому, чтобы не отстать от мировых тенденций, уже сейчас проводятся работы, направленные на актуализацию и корректировку программных приоритетов и поиск новых возможных решений. Выполняется комплексное технологическое сопоставление холдинга с аналогичными зарубежными компаниями, которое позволит оценить, на каком уровне развития технологий мы находимся и на какие решения стоит обратить более пристальное внимание – в каких областях и технологиях у нас имеются резервы для роста и что мы можем улучшить при реализации КПИР.
Для того чтобы держать руку на пульсе и не следовать за изменениями окружающей среды и потребностей рынка, а предугадывать их, Центр инновационного развития ОАО «РЖД» инициировал работу по форсайту (методика долгосрочного прогнозирования научно-технологического развития, основанная на опросе экспертов. – Ред.) развития науки и технологий железнодорожного транспорта до 2050 года. Такой горизонт планирования позволит нам понять, какие технологии будут наиболее востребованы и что мы должны сделать, чтобы заблаговременно развить их до необходимого уровня и интегрировать в нашу работу.

– Как выстроена система отбора инноваций?

– Самый эффективный «рецепт» найти нужные инновации – искать на стыке отраслей. В операционной деятельности мы стараемся концентрироваться на эволюционных идеях, совершенствующих уже имеющиеся разработки, позволяющих повысить экономическую эффективность и приумножить тем самым финансовые средства для дальнейшего развития. Задача центра – соединить поставщиков инновационных решений с их потенциальными клиентами внутри холдинга, а также с его организациями-партнёрами. Мы выступаем проводниками инноваций в железнодорожной отрасли. Через различные наши инструменты («Единое окно инноваций ОАО «РЖД», открытые запросы, Корпоративный акселератор, региональные инновационные площадки) проходит в год свыше 2 тыс. инновационных предложений.

Работа «Единого окна инноваций ОАО «РЖД» и открытые запросы – всё начинается с приёма заявки на портале https://innovation.rzd.ru/, позволяющем покрыть максимально возможный объём внешних инновационных предложений. Далее нами организуются тестирование и оценка инновационного предложения в реальных условиях на инфраструктуре ОАО «РЖД».
Инструмент открытых запросов развивается с мая 2018 года. С этого момента мы работаем с подразделениями ОАО «РЖД» как на центральном, так и на региональном уровне управления, чтобы найти те решения, которые будут удовлетворять конкретные запросы (потребности) на инновации. К настоящему времени организовано 46 открытых запросов, рассмотрено свыше 400 полученных по ним проектов. Нынешний год стал годом массового тиражирования данного инструмента – организовано 34 открытых запроса.
В качестве примера одного из успешных проектов можно отметить финалиста открытого запроса «Погружной датчик для определения содержания нефтепродуктов в сточных водах». Речь идёт о системе ООО «Институт Газэнергопроект», предназначенной для непрерывного контроля качества сточных вод и своевременного выявления нарушителей, осуществляющих сброс нефтепродуктов в канализационную сеть. Она показала свою эффективность при опытной эксплуатации на Московской дороге, в локомотивном депо Курск-Сортировочный. Развёртывание системы на объектах ОАО «РЖД» позволит выявить нарушителей, осуществляющих сброс загрязнённых стоков, и минимизировать расходы компании на уплату штрафов.

– Как работает и что даёт Корпоративный акселератор?

– В 2019 году на базе отраслевого научно-исследовательского института ВНИИЖТ мы создали Корпоративный акселератор ОАО «РЖД». Ежегодно он собирает стартап-проекты по заранее выбранной тематике с целью выборки из них наиболее перспективных.

Задача акселерационной программы – дать стартапам возможность получить обратную связь напрямую от руководителей дирекций, уточнить своё инновационное предложение и договориться о реализации пилотного проекта. Тематики поиска определяют главные инженеры производственных подразделений ОАО «РЖД». На первом этапе все заявки проходят бизнес- и научно-техническую экспертизу, на втором этапе выбранные 50–70 проектов презентуют своё техническое решение главным инженерам производственных филиалов, выбирающим 20 проектов, с разработчиками которых продолжат общение. Такая конфигурация позволяет холдингу находить на рынке потенциально перспективные технологии и быстро проверять гипотезы о возможности их применения на железнодорожном транспорте.
Важно отметить, что в «воронку» проектов Акселератора попадают и проекты, представляющие интерес для наших партнёров (поставщиков), при этом их внедрение может существенно повлиять на качество, на экономику самой компании. В нынешнем году к акселерационной программе присоединились Трансмашхолдинг, Синара, Первая грузовая компания, Газпромтранс и другие.

– Для чего по всей сети создаются региональные инновационные площадки? Есть эффект от их деятельности?

– Мы смогли сделать так, чтобы инновационное развитие не замкнулось в границах центрального уровня управления, а способствовало развитию инноваций по всей стране. Уже сегодня у нас девять региональных инновационных площадок в тех регионах, где более успешно развивается технологическое предпринимательство. Наша цель – охватить всю сеть железных дорог до конца 2021 года.

Основное преимущество создаваемых площадок заключается в том, что благодаря территориальной близости участники могут максимально эффективно координировать свою деятельность на регулярной основе. Среди наиболее распространённых примеров такого сотрудничества можно назвать взаимодействие с вузами, институтами развития, технологическими компаниями. С вузами налаживается партнёрство в вопросах реализации инновационных проектов (совместно рассмотрено уже более 1600 внешних инновационных предложений), подготовки кадров (проводятся лекции по повышению инновационной грамотности для внутренних и внешних участников), проведения совместных научных исследований.
Зачастую подразделениям ОАО «РЖД» нужна не какая-либо одна технология, которую предлагает стартап, а готовый единый продукт, нередко вбирающий в себя сразу несколько технологических решений от разных разработчиков, который возможно встроить в производственную цепочку. Задачу выпуска такого продукта решает взаимодействие с институтами развития, осуществляющими функции инжиниринга. Примером успешного взаимодействия является помощь региональных инновационных площадок в доработке проектных заявок для участия в конкурсах Фонда содействия инновациям, заключение договоров на софинансирование инновационных проектов с региональными инновационными фондами.
С момента создания площадками рассмотрено более 1600 внешних инновационных предложений. Одним из примеров успешной реализации проекта является решение о выделении финансирования на приобретение установок гидроимпульсной промывки водогрейных котлов, прошедших испытания на региональной инновационной площадке Западно-Сибирской дороги.

– Как в работе ЦИР учитывается сложная эпидемиологическая ситуация?

– Мы разработали ряд совершенно новых инструментов поддержки инновационной активности в период действия ограничений из-за пандемии коронавирусной инфекции. Наши проекты и направления, которые были начаты ранее, продолжили работать ещё более интенсивно. Мы просто адаптировали существующие процессы под новые условия и потребности внутренних и внешних клиентов. Все мероприятия перевели в онлайн-формат, включая, например, отбор инновационных предложений.
Были также продлены сроки приёма заявок на участие в открытых запросах. В целом вся наша система ориентирована на подачу инновационных предложений, их рассмотрение удалённо, из любой точки, где есть Интернет.
С точки зрения реализации цифровых проектов, обеспечивающих эффективное вовлечение работников в онлайн-формат, могу отметить следующие направления работы.
В целях профилактики распространения новой коронавирусной инфекции нами совместно с Департаментом технической политики подготовлен реестр технических средств, направленных на создание эпидемиологически безопасной среды в ОАО «РЖД». Реестр содержит технические решения в части измерительного оборудования, технических систем информирования и дезинфекции, обеззараживающих средств.
На региональных инновационных площадках у нас работают роботы компании «Промобот». Они дают советы посетителям с точки зрения инновационного развития холдинга и ориентации в созданных инновационных пространствах. Этим они упрощают и делают безопасной работу сотрудников площадки в период пандемии.

– Дальневосточная дорога становится местом внедрения передовых технологий в различных сферах деятельности. Какова в этом процессе роль Центра инновационного развития?

– В компании начата реализация масштабной программы «Дальневосточная дорога – полигон опережающего развития», к реализации запланировано около 500 проектов по различным направлениям: цифровизация, пассажирская и грузовая логистика, инфраструктурный и локомотивный комплексы, социально-кадровый блок. Роль Центра инновационного развития – администрирование этой программы, увязка инновационных инициатив различных вертикалей с целью получения наибольшего эффекта.
Хотя программа только формируется, к ней уже большой интерес со стороны наших партнёров, среди которых крупные компании с государственным участием, такие как «Ростех», «Росатом», «Алмаз-Антей», институты развития («Роснано», РВК, Фонд содействия инновациям и другие), научные организации вузов (МГУ, ДВФУ и другие). Совместно с данными организациями, проектными группами и непосредственно самой Дальневосточной дорогой мы прорабатываем, какие инновационные решения и для каких целей целесообразно внедрять.
Стоит отметить, что с данными партнёрами прорабатывается вопрос не только внедрения инновационных технических средств и технологий, но и открытия в Дальневосточном федеральном округе современных совместных производств, чтобы обеспечить людей работой на современном производстве и по возможности сократить отток населения с Дальнего Востока. Также это позволит нам сократить логистические издержки. Ведь на сегодняшний день большая часть продукции для нужд Дальневосточной дороги поступает из европейской части России.
С учётом того, что на Дальневосточной дороге планируется внедрение большого количества инновационных решений, в том числе впервые применяемых в компании, центром в сотрудничестве с ДВФУ будет развёрнута работа по коммерциализации интеллектуальной собственности холдинга и её последующего трансфера в страны Азиатско-
Тихоокеанского региона.

– Какие существуют направления работы с инновационными предложениями работников компании, какие средства мотивации применяются?

– Сбор и реализация идей и предложений сотрудников является не менее важным блоком инновационной активности компании, чем работа с внешним для ОАО «РЖД» рынком. Любой сотрудник независимо от того, в каком подразделении он работает и какая у него позиция, с использованием таких инструментов, как «Бережливое производство», «Рационализаторская деятельность», «Краудсорсинговая платформа «ПроДвижение», конкурс «Новое звено», может подать проект или идею, как сделать лучше тот или иной бизнес-процесс, предложить создание чего-то нового.
В целом в ОАО «РЖД» предусмотрены такие меры поощрения работников за реализацию инновационных идей и проектов, как денежные выплаты, награждение памятными знаками, грамотами, дипломами, ценными подарками и объявление благодарности, публикация информации об авторах, создавших высокоэффективные технические решения, в отраслевых средствах массовой информации и размещение их фотографий на досках почёта.
За достижение значительных успехов в области технического творчества работникам ОАО «РЖД» присваиваются почётные звания «Новатор ОАО «РЖД» и «Лучший изобретатель ОАО «РЖД».

– Какой вы видите систему управления инновациями в компании в обозримой перспективе?

– Во-первых, прежде чем внедрять изменения в компании, нужно начать с себя. Поэтому цель Центра инновационного развития – стать самым инновационным подразделением и по внутренним процессам, и по внешним коммуникациям. Сказать легче, чем сделать: трансформация культуры занимает время. Но это определённо наш приоритет.
Во-вторых, наша команда должна быть в буквальном смысле на передовой производственных процессов: видеть ключевые задачи и барьеры в перевозочном процессе, взаимодействии с пассажирами и грузоотправителями, понимать приоритеты развития.
Мы не можем сейчас точно судить, какие именно проекты выйдут в лидеры по совокупности экономических и технологических эффектов. Наша задача – подготовить среду, которая позволила бы создавать и реализовывать по-настоящему востребованные технологии.
Наконец, в-третьих, хочется добиться, чтобы инновационные технологии приходили на рабочее место каждого сотрудника ОАО «РЖД», чтобы это случалось чаще и внедрение нового перестало быть праздником, а вошло в привычку. Будем стараться, чтобы так было.

Беседовал Александр Зубов

Источник: Газета «Гудок», Выпуск № 223 (27072) 30.11.2020, 3 полоса | Мнение