Реальная экономия

27 октября 2017 г.


Газета «Гудок»


В рамках технического творчества на полигоне КЖД реализуют проекты, повышающие эффективность производственного процесса


В первом полугодии на полигоне Калининградской железной дороги зафиксирован значительный рост активности работников железнодорожных предприятий в сфере рационализаторской деятельности. Подано 58 рацпредложений, что на 25% больше, чем за соответствующий период прошлого года.

Задействовать резервы

Как уточнила инженер отдела технической политики КЖД Елена Якунина, экономический эффект от реализованных за первое полугодие идей составил 376 тыс. руб. По данным специалистов дорожного технического отдела, в числе наиболее результативных рационализаторов – работники Калининградской и Черняховской дистанций пути, региональных дирекций связи, по ремонту тягового подвижного состава, тяги, а также вагонного эксплуатационного депо Калининград, вагонного ремонтного депо Черняховск, дистанции СЦБ Калининградской дирекции инфраструктуры и Калининградской дистанции электроснабжения Октябрьской дирекции по энергообеспечению филиала ОАО «РЖД» «Трансэнерго».

К примеру, в Дирекции связи в этом году на трёх участках внедряют проект, уже реализованный на базе Дома связи станции Черняховск. «По графику технологического процесса мы должны приезжать на узлы связи и производить разряд/заряд аккумуляторных батарей. Процесс это долгий, практически на весь рабочий день. Было предложено приобрести разрядно-диагностическое устройство CONBAT и устроить на его базе стенд по разряду/заряду аккумуляторных батарей в Доме связи Черняховск, чтобы проводить работы не на узлах связи, а в едином центре, – рассказал главный инженер дирекции Олег Молчанов. – В итоге этот процесс был автоматизирован. Устройство CONBAT не требует постоянного присутствия электромеханика, неисправность аккумуляторов выявляется автоматически. Электромеханик возвращается на станционный узел связи с уже пригодным к эксплуатации комплектом батарей. В результате время выполнения графика технологического процесса сократилось на 3,5 часа».

По информации инженера технического отдела вагонного эксплуатационного депо Калининград Юрия Глушкова, ответственного за организацию рационализаторской работы на предприятии, электромонтёры Сергей Ковезин и Виталий Шереметьев доработали схему подключения концевых выключателей хода козлового крана МККС-12,5, который используется на участке текущего отцепочного ремонта. «Контакты этих выключателей часто окислялись и замыкали из-за того, что в сырую погоду на них попадала влага. Дело в том, что они расположены низко – на нижней части концевой балки на высоте 100–150 мм от поверхности земли», – пояснил Сергей Ковезин. Случались и механические повреждения выключателей, что приводило к простоям крана. Рационализаторы нашли решение этой проблемы, и срок безотказной работы крана увеличился.

Один из наиболее активных рационализаторов Черняховской дистанции пути – монтёр пути 5-го разряда Анатолий Кузнецов. На своём линейном участке № 9 (станция Озерки) он стабильно раз в два месяца реализует полезные улучшения, направленные не только на получение экономического эффекта, но и на повышение производительности труда, охрану труда. Так, он доработал портальный кран – сделал ручку-фиксатор для удобства использования. Изобретает разнообразные ключи для облегчения своего труда и коллег-путейцев, поскольку стандартным стыковым ключом трудно подобраться к устройствам на стрелочном переводе. Придумал приспособление для обводки рельсовых цепей. Ребята на участке сами сварили его, использовав качественные металлические держатели. С помощью болта они крепятся к подошве рельса, что позволяет легко его монтировать и демонтировать. В этом году Анатолий Михайлович и монтёр пути Дмитрий Садаускас придумали ещё и ключ перевода. «Благодаря таким энтузиастам в коллективе линейного участка очень развито техническое творчество», – считает главный инженер дистанции Юрий Талашкевич.

Рацпредложение старшего электромеханика участка № 15 дистанции СЦБ Калининградской дирекции инфраструктуры Игоря Казакова касается улучшений на станции Калининград-Сортировочный. «Машинист компрессорной установки производит переключение компрессоров № 2 и № 3 вручную (путём нажатия кнопки), – пояснил автор. – Здесь большую роль играет так называемый человеческий фактор, поскольку оператор может отлучиться или просто отвлечься. Предлагается собрать схему автоматического поочерёдного включения компрессоров. В этом случае включение, работа, выключение двух компрессоров будут происходить без участия машиниста компрессорной установки в пределах 0,67–0,78 МПа (при этом машинист находится в режиме оперативного наблюдения)».

В дистанции это рацпредложение считают очень полезным. Кроме того что в результате его реализации из технологического процесса исключается человеческий фактор, также снижаются продолжительность работы приводного электродвигателя компрессорной установки (его мощность – 132 кВт·ч) и время работы самого компрессора, сокращается количество потребляемой электроэнергии. Особенно важно, что для внедрения этого рацпредложения не требуются дополнительные денежные средства.

Рационализаторам – почёт

По информации главного инженера механизированной дистанции путевых машин и специального подвижного состава Калининградской дирекции инфраструктуры Сергея Абраменко, на предприятии немало примеров реализованных недавно проектов, повышающих эффективность производственного процесса за счёт минимизации затрат. За последние годы на предприятии внедрили около полусотни рацпредложений с общим экономическим эффектом около 1 млн руб.

Это создание передвижного поворотного стенда для ремонта дизельных двигателей путевых машин и механизмов, стенда для ремонта и испытания электрогидротолкателей, стенда для проверки электрошпалоподбойки.

А в результате запуска оборотного водоснабжения для машины химической чистки спецодежды, придуманного электриком Владимиром Горинским и машинистом Виктором Альхименко, достигается экономия воды и электроэнергии – дорогостоящих по нынешним временам ресурсов. Экономический эффект от внедрения проекта составляет свыше 55 тыс. руб. в год.

«Умные головы» механизированной дистанции путевых машин и специального подвижного состава Калининградской дирекции инфраструктуры придумали, как дооборудовать прицепные платформы высокопроизводительных машин типа «Унимат», «Дуоматик» рабочим местом для выполнения слесарных работ (с верстаками, тисками, отрезными станками). Это значительно сокращает время, необходимое на устранение текущих мелких неисправностей.

На Черняховском участке по ремонту средств малой механизации завели стенд для проверки работоспособности гидравлических домкратов всех модификаций. «Стенд предназначен для испытания гидравлических домкратов после ремонта, – пояснил автор идеи наладчик Владимир Коршиков. – С его помощью можно точно проверить, нет ли в них течки масла, верно ли себя ведут при подъёме и опускании груза и удержании его в заданном режиме».

Ещё одно полезное приспособление – стенд для определения неисправностей рельсоразгонщиков и испытания их после произведённого ремонта.
«Он состоит из двух кусков рельсов, присоединённых к раме болтами, – рассказал Владимир Коршиков. – На половинки рельсов устанавливаем рельсоразгонщик, приводим его в рабочее состояние и определяем, годен он или нет. В рабочем состоянии он воздействует на половинки рельсов и начинает раздвигать их. В конце одной половинки рельса находится пружина с усилием 20–25 тонн, что позволяет проверить работоспособность рельсоразгонщика сразу на месте, без перевозки его на пути».

Как отметил Сергей Абраменко, работники дистанции охотно занимаются техническим творчеством. Свою роль в этом играет и система мотивации, в том числе нематериальная. На предприятии отмечают лучших рационализаторов (завели особую Доску почёта на самом видном месте – у входа в цех). Создана постоянная рабочая группа по рассмотрению рационализаторских предложений.

Дорогу – молодым

Как подчеркнула Елена Якунина, одним из ключевых моментов в работе по организации технического творчества является участие молодёжи в рационализаторском движении. Она уточнила, что по итогам первого полугодия на полигоне Калининградской магистрали зафиксировано 26% авторов рацпредложений в возрасте до 30 лет от общего количества подавших рацпредложения. «Экономический эффект от внедрения рационализаторских предложений авторов в возрасте до 30 лет в целом по дороге составил 374 тыс. руб.», – сообщила Елена Якунина.

Недавно на сети завершился конкурс молодёжных проектов «Новое звено». За звание лауреата – победителя конкурса от КЖД боролись четыре авторских коллектива. Выездные мероприятия состоялись в Москве и Сочи.

«Одной из ключевых задач конкурса является не столько победа молодых работников, разработавших свои предложения улучшений технологических, логистических, производственных процессов, сколько само участие, поскольку в рамках сетевого конкурса каждый может оценить свои силы, поверить в себя, – говорит ведущий технолог отдела технической политики КЖД Кирилл Углов. – Несмотря на то что в этом году проекты молодых новаторов Калининградской магистрали не удостоились звания лауреатов, наши ребята в процессе участия в разных этапах конкурса смогли получить бесценный опыт общения как с ведущими менеджерами нашей компании, так и со специально приглашёнными спикерами других крупных холдингов страны».

«Финал конкурса молодёжных проектов ОАО «РЖД» «Новое звено – 2017» прошёл с 25 по 29 сентября в Сочи, – рассказала участник конкурса инженер Калининградской дирекции по эксплуатации зданий и сооружений Евгения Нехаева. – Каждый день проходил в тренингах и экономических играх. Организаторы предоставили финалистам (в финал вышли 65 проектов авторских коллективов) уникальную возможность посетить образовательный центр «Сириус». В нём более 100 полигонов и научно-технических лабораторий. В часть из них нам удалось попасть и увидеть современные технологии. И хотя в день защиты проектов наша Калининградская дорога не заняла призовых мест, мы считаем очень полезным участие в «Новом звене» и, несомненно, постараемся отличиться в следующих конкурсах».

Организаторы конкурса подчёркивают, что независимо от его результатов каждый может улучшить работу компании, внедрив проект на своём предприятии.

Напомним, что в этом году на полигоне КЖД было зафиксировано более десятка проектов молодежных авторских коллективов, зарегистрированных в системе «4И». В числе четырёх отобранных дорожной экспертной группой – проект «Комплексная автоматизация и диспетчеризация насосных станций водозабора» инженера Евгении Нехаевой и инспектора Кирилла Нехаева из Калининградской дирекции по эксплуатации зданий и сооружений. Разработчики предложили наладить диспетчеризацию и автоматизацию с подключением через интернет-каналы или посредством мобильной связи четырёх насосных станций водозабора в Советске, Черняховске и Калининграде, которые обеспечивают объекты КЖД и сторонние предприятия.

В свою очередь, ведущий инженер ЦУСИ Дирекции инфраструктуры Андрей Вычужин и электромонтёр контактной сети Калининградской дистанции электроснабжения Октябрьской дирекции по энергообеспечению «ТрансЭнерго» Даниил Гоменюк разработали проект «Модернизация струны контактной подвески», который можно тиражировать и по сети. Как пояснил Андрей Вычужин, целью разработчиков является в первую очередь снижение отказов технических средств по сети и, как следствие, сокращение числа задержанных поездов и экономия денег.
«Вертикальная струна контактной подвески выполняется из металлической проволоки, – пояснил один из разработчиков проекта. – Очень опасно её провисание на один метр и более в габаритах токоприёмника подвижного состава. Это приводит к выходу из строя токоприёмника и остановке подвижного состава».

Проанализировав систему КАССАНТ (комплексная автоматическая система отказов технических средств. – Ред.), авторы проекта выяснили, что в 2015 году из-за обрыва струны от несущего троса было зафиксировано 42 отказа по сети дорог продолжительностью 54 часа, что привело к задержке 340 поездов. За два месяца текущего года по этой причине случилось 52 задержки поездов.

Для исключения обрыва молодые новаторы предложили добавить в действующую конструкцию контактной струны такой элемент, как подстраховочное кольцо из того же материала, что и струна. По словам Андрея Вычужина, для монтажа «добавки» опытному монтёру контактной сети потребуется не более одной минуты. Цена вопроса – порядка 17 руб. При этом проект не требует дополнительного финансирования, так как реализуется в рамках проверки текущего состояния контактной подвески.

Идеи можно структурировать

Службой технической политики проводятся проверки организации рационализаторской работы в структурных подразделениях дороги. Выявленные замечания отражаются в справках о проведённых проверках и направляются для устранения в адрес главных инженеров региональных структурных подразделений компании.

Постоянно даются консультации и оказывается методическая помощь работникам железнодорожных предприятий на полигоне КЖД, занимающимся вопросами организации рационализаторской деятельности.

Ведётся работа в системе АСУ НТИ, которая является базой данных технических новшеств и передового опыта всей сети дорог. В целях активизации изобретательской и рационализаторской деятельности, сохранения и дальнейшего развития творческой активности работников Калининградской железной дороги пропагандируется участие в ежегодном конкурсе «Идея ОАО «РЖД».
«В сети Интранет у нас развёрнута апробация системы «4И», что расшифровывается как «информационный инкубатор инновационных идей», – говорит Елена Якунина. – Это система управления всеми предложениями работников ОАО «РЖД»».

Предполагается, что система будет аккумулировать все предложения, идеи и проекты, которые сегодня подаются работниками компании по разным направлениям, к примеру для участия в программе «Новое звено», рационализаторских предложений в АСУ НТИ, проектов бережливого производства в системе проектного мониторинга. Иными словами, создаётся «одно окно» для реализации творческого потенциала работников ОАО «РЖД». Таким образом, фиксируется весь жизненный цикл конкретного улучшения – от регистрации предложения в системе до тиражирования проекта.

Елена Якунина уточнила, что поданное автором предложение поступает координаторам, которые направляют его экспертам. В свою очередь, эксперты (экономисты, специалисты производственного блока, руководители) высказывают по нему свои замечания. Примечательно, что в это же время коллектив всего холдинга может участвовать в оценке поданных предложений, высказывать свои суждения, направленные на совершенствование предложенных улучшений.

Для удобства пользования системой можно настроить рассылку имеющихся в ней материалов по интересующим каждого пользователя темам на личный адрес электронной почты. Таким образом, новые предложения по этим подпискам сразу окажутся под рукой. Система также позволяет формировать аналитическую отчётность, и руководство предприятия может видеть, кто из работников в ней зарегистрирован и насколько активен.

Как рассказали в отделе технической политики КЖД, на магистрали постоянно стимулируют техническое творчество сотрудников: на предприятиях и на дорожном уровне регулярно отмечают лучших организаторов технического творчества, специалисты отдела техполитики постоянно консультируют их и оказывают методическую помощь. Активные новаторы не только пользуются заслуженным авторитетом у коллег, но и получают дополнительный доход.

По наиболее ценным предложениям составляются информационные карты, которые распространяются для возможного внедрения по всей сти железных дорог страны. В свою очередь, и калининградские специалисты используют в своей работе предложения с других дорог.

Подготовила
Вера Башканова

Источник: Газета «Гудок», Выпуск 27.10.2017, 7 полоса