Москва, ул. Профсоюзная, д.56, эт.15 оф 19-23
+7 (495) 336-16-19 (многоканальный)

Сотрудничество на миллион

9 декабря 2021 г.


Газета «Гудок»


В 2021 году холдинг «РЖД» заключил три соглашения с компаниями-новаторами

Игорь Симочкин, начальник Западно-Сибирского центра инновационного развития
За 11 месяцев 2021 года специалисты Западно Сибирского центра инновационного развития рассмотрели 86 проектов от представителей внешней инновационной среды. Это на 9 проектов больше, чем в прошлом году.

– Западно-Сибирская железная дорога стала первой из пяти пилотных магистралей, где в 2019 году открыли региональную инновационную площадку. Для организации её работы образован отдел инновационного развития, а в августе этого года создан Западно-Сибирский центр инновационного развития. Благодаря личному участию главного инженера железной дороги Андрея Ивановича Черевко на протяжении последних двух лет магистраль сохраняет лидирующую позицию по инновационной деятельности в рейтинге ОАО «РЖД», а региональная инновационная площадка выполняет ключевые показатели эффективности.

В настоящий момент на объектах инфраструктуры железной дороги закончены опытные испытания по восьми проектам: все разработки подтвердили заявленную эффективность. Среди них – система отопления «Тёплый плинтус» от кемеровской компании «Орион». Проект включён в программу поддержки инноваций ОАО «РЖД», и эффективность от его внедрения составит 560 тыс. руб. в год. Первоначальная потребность в системе отопления «Тёплый плинтус» – 7 объектов на Западно-Сибирской железной дороге и 30 объектов на Забайкальской магистрали.

Ещё один пример: светильники ЭСТ для ригельного освещения на железной дороге от компании «Энергосберегающие технологии» (Барнаул). Эффективность от внедрения достигнет 3,2 млн руб. в год. После успешных испытаний светильники проходят комплексную техническую экспертизу в Научно-исследовательском и проектно-конструкторском институте информатизации, автоматизации и связи на железнодорожном транспорте.

Материалы по всем восьми проектам отправлены в Центр инновационного развития ОАО «РЖД», где примут решение по дальнейшему тиражированию. Испытания ещё двух новаторских решений закончатся до конца года.

Кроме того, сейчас проходят испытания ещё по шести проектам. Например, «Инженерный центр «АСИ» (Кемерово) разработал систему контроля схода подвижного состава (СКС-ПС). Проект уже подтвердил свою эффективность в заводских условиях и готовится к испытаниям на объекте инфраструктуры железной дороги. Экономическая эффективность разработки – 600 тыс. руб. в год.

Особенно хочу отметить проекты высокой степени готовности. В их числе разработка специалистов Новосибирского государственного технического университета – измерительный комплекс ЛЭПТОН для диагностирования состояния надземной и подземной части железобетонных опор контактной сети без откопки грунта. Проект стал победителем открытого запроса в Единое окно инноваций ОАО «РЖД» и проходит испытания в Западно-Сибирской дирекции по энергообеспечению. Эффективность от использования измерительного комплекса – 13 млн руб. в год.

Реализация проекта «Мониторинг состояния несущих конструкций мостовых сооружений» Сибирского государственного университета путей сообщения позволит снять ограничения скоростей на мостовых сооружениях, контролировать техническое состояние в режиме реального времени, уменьшить расходы на содержание объектов инфраструктуры. Разработка успешно прошла испытания на дороге, и теперь в Центральной дирекции инфраструктуры – филиале ОАО «РЖД» рассматривают вопрос об актуализации инструкции по диагностике и мониторингу технического состояния искусственных сооружений. Экономическая эффективность проекта – 55 млн руб. при использовании на 19 объектах магистрали.

Развивать новаторские решения, внедрять современные средства и технологии помогут соглашения, которые в 2021 году ОАО «РЖД» заключило с компаниями-новаторами – ассоциацией «Алтайский кластер энергомашиностроения и энергоэффективных технологий», Сибирским государственным университетом путей сообщения, ООО «Инженерный центр «АСИ».

Помимо этого, инновационная среда продолжает развиваться и на дороге. Для поиска свежих идей и популяризации деятельности региональной инновационной площадки в этом году прошло более 20 мероприятий. Лекции и вебинары прослушали 215 человек. Ещё тысяча работников приняла участие в 11 образовательных проектах Западно-Сибирского центра инновационного развития. Эта работа будет продолжаться и дальше.

В декабре пройдут мероприятия для молодых учёных, аспирантов, студентов железнодорожных специальностей по поиску инновационных решений для Западно-Сибирской магистрали. А в следующем году планируется создать бизнес-инкубаторы – совместные для железной дороги и студенческой среды. Предполагается, что такие площадки будут разрабатывать и передавать для работы на базе региональной инновационной площадки не менее 5 проектов ежегодно.

Источник: Газета «Гудок» | Транссиб | Выпуск № 226 | 09.12.2021 | 7 полоса