Москва, ул. Профсоюзная, д.56, эт.15 оф 19-23
+7 (495) 336-16-19 (многоканальный)

Свежий взгляд на привычные процессы

31 марта 2022 г.


Газета «Гудок»


Региональная инновационная площадка обеспечивает взаимодействие магистрали с внешней научно-промышленной средой

На Горьковской железной дороге работает новая структура – Горьковский центр инновационного развития (НЦИР). Что он собой представляет, какие задачи перед ним поставлены – об этом в нашем интервью с начальником центра Евгением Феоктистовым.

– Такие центры созданы на всех железных дорогах – как элементы вертикали Центра инновационного развития – филиала ОАО «РЖД». Где-то они появились раньше. Одной из первых была Куйбышевская дорога. На Горьковской магистрали региональный центр инновационного развития создан в конце 2021 года.

В наши задачи входит организация взаимодействия железнодорожных подразделений с внешней инновационной средой в рамках поиска решений по имеющимся проблемам. Под внешней средой подразумеваются бизнес, промышленный кластер, научные предприятия, образовательные учреждения, бизнес-инкубаторы, технопарки.

Заказчик (в нашем случае это функциональный филиал) формирует запрос на инновацию для решения той или иной проблемы. Дорожный центр инновационного развития аккумулирует запросы, поступившие с полигона дороги, и транслирует их внешней инновационной среде. На основе запросов научно-промышленные организации формируют свои предложения. Ну а дальше ведётся их отбор, проработка механизмов внедрения и интеграции в технологические процессы железнодорожного транспорта. В зону ответственности дорожного центра инновационного развития входит контроль хода их реализации, обеспечение методического и методологического сопровождения этого процесса.

– Евгений Борисович, но ведь предложения могут приходить из внешней среды без привязки к существующим проблемам – запросам?

– В таком случае предложение рассматривают функциональные филиалы, то есть движенцы, путейцы, связисты и т. д. По итогам его рассмотрения формируется обратная связь и при наличии заинтересованности проходит аналогичный путь до внедрения и интеграции в технологические процессы.

– На что ориентируется и какими инструментами пользуется НЦИР в своей работе?

– В ОАО «РЖД» функционируют Долгосрочная программа развития и Комплексная программа инновационного развития до 2025 года. Мы придерживаемся направлений, которые обозначены в этих документах.

Используем созданное в ОАО «РЖД» единое окно инноваций – сетевой портал, где размещаются открытые запросы на поиск инновационных идей. Компании, предприятия, научно-исследовательские организации могут через него подавать свои предложения – с приложением необходимых документов, расчётов, смоделированных процессов, технико-экономического обоснования. НЦИР рассматривает их, проводит экспертизу, а при положительном заключении – совместные испытания и внедрение.

Специфичным инструментом также является Программа поддержки инноваций, направленная на финансирование
инновационных проектов с высокой степенью проработки и серьёзным потенциалом.

Другой эффективный инструмент – организация конкурсов. Сейчас Горьковский центр инновационного развития совместно с правительством Нижегородской области проводит конкурс инновационных проектов. Обозначено 37 тем, актуальных для Горьковской магистрали. Ориентируясь на них, представители внешней бизнес-среды разрабатывают инновационные предложения. На текущем этапе заявки собраны, проведена конкурсная комиссия и определены финалисты для дальнейшей работы над своими проектами в рамках предусмотренного конкурсом финансирования.

– Какой базой располагает НЦИР для выполнения своих функций?

– Перечень типовых ресурсов НЦИР описан в концепции создания региональных инновационных площадок. В соответствии с ней оборудованы помещения, организовано рабочее пространство. Мы можем организовать и провести переговоры, видеоконференции, выставки, обеспечить взаимодействие нашего заказчика с представителем внешней инновационной среды, в том числе удалённо. Есть рабочие места для коворкинга, мастерская, где можно проводить мозговые штурмы.

Также концепция создания региональных инновационных площадок предусматривает дальнейшее развитие, в частности, создание на базе НЦИР центров прототипирования, где установлены 3D-сканер, 3D-принтер и другое необходимое оборудование. Можно создать модель, прототип разработанного устройства, подтвердить его эффективность на практике.

К слову, имеется возможность внедрения новых услуг для заключения доходных договоров. Инновационные площадки, которые работают давно, активно её используют.

– Руководитель НЦИР – должность очень ответственная. Не возникали сомнения, когда вам предложили её?

– В своих силах я уверен. Работаю в РЖД с 2009 года, до недавнего времени – в Нижегородской дирекции связи. Прошёл путь от электромеханика ремонтно-восстановительной бригады до заместителя руководителя РЦС-2 по реконструкции участка скоростного движения. На этой должности приходилось заниматься реализацией масштабных проектов. Из наиболее крупных – проектирование раздела связи высокоскоростной магистрали Москва – Казань, модернизация ВОЛС Петушки – Нижний Новгород – Арзамас, модернизация связи при реконструкции вокзала Нижний Новгород-Московский, модернизация АТС в здании управления ГЖД. Таким образом, получен серьёзный опыт взаимодействия с людьми, принятия нестандартных решений, поиска новых подходов для достижения поставленных целей.

Первое образование у меня не железнодорожное, что позволяет мне иметь своё уникальное видение на ставшие давно привычными процессы. Свежий взгляд всегда важен, особенно в вопросах инновационной деятельности. Всё это и даёт уверенность в том, что с поставленными задачами справлюсь.

Беседовала Марина Галкина

Источник: Газета «Гудок» | Волжская магистраль | Выпуск № 054 | 31.03.2022 | 3 полоса