Москва, ул. Профсоюзная, д.56, эт.15 оф 19-23
+7 (495) 336-16-19 (многоканальный)

В тройке лидеров

6 февраля 2019 г.


Газета «Волжская магистраль»


Краудплатформа ОАО «РЖД» нацелена на сбор и обработку идей, направленных на совершенствование управления перевозочным процессом

По итогам второго этапа работы краудсорсинговой платформы «ПРО ДВИЖЕНИЕ» ОАО «РЖД» представитель Горьковской железной дороги занял второе место. Александр Фролов, ведущий инженер технологической службы ГЖД, – один из трёх призёров, кому удалось набрать наибольшее количество баллов за предложенные и опубликованные идеи. Причём борбьба за лидерство была напряжённой: на победу претендовали все участники платформы, а опубликованных идей – более тысячи!

Александр Фролов, ведущий технолог технологической службы ГЖД

– Александр Юрьевич, как проходит формирование рейтинга пользователей платформы?

– Формирование рейтинга производится через балловую систему. Баллы начисляются за активность. Они и формируют итоговый рейтинг участника. Не учитываются баллы, полученные за множество оставленных пользователем бессодержательных комментариев, например, «отличная идея», «лайк» и т. д. По завершении каждого этапа определяются топ-5 пользователей.

– Сколько идей вы разместили на краудсорсинговой платформе и какова их тематика?

– Всего мной опубликовано 79 идей. Они касаются как грузовых перевозок, так и пассажирских. Хотя изначально тема пассажирских перевозок, качества обслуживания пассажиров и предоставления современных сервисов и услуг отсутствовала. Но так как интерес участников к данной теме очень велик, эта рубрика была добавлена.

Помимо основных направлений деятельности краудсорсинговой платформы перед участниками ставились дополнительные задачи, которые также можно было комментировать или подавать идеи по этим темам. По трём из них (какие функции сотрудников может взять на себя искусственный интеллект, как улучшить работу с порожними вагонами различных собственников (операторов), каждый из которых работает по своей технологии, как усовершенствовать маневровую работу на станциях) – у меня тоже высокий рейтинг.

– Какие из ваших идей получили одобрение экспертов и в дальнейшем будут реализованы?

– Некоторые из них сейчас находятся на экспертизе. Есть и одобренные к реализации. К примеру, «Машинист маневрового горочного локомотива, выполняющий операции надвига и роспуска составов с горки». Идея заключается во внедрении системы маневровой автоматической локомотивной сигнализации без машиниста (МАЛС БМ) на ключевых сортировочных станциях с учётом концепции их развития до 2025 года. Внедрение данной системы потребует пересмотра нормативных документов, в частности требований ПТЭ, которое пока предписывает обязательное нахождение машиниста в локомотиве. Новый процесс операций надвига и роспуска составов с горки будет выполняться без участия и присутствия машиниста в кабине горочного локомотива. Его заменит техник по обслуживанию маневрового горочного локомотива, который и будет отвечать за приёмку, сдачу локомотива, состояние приборов перед началом и в процессе работы и т. д.

Управление маневровыми горочными локомотивами осуществляется из помещения поста ЭЦ горочной автоматической централизации. МАЛС БМ работает следующим образом. Радиосигнал, поступающий с пульта управления техника по обслуживанию маневрового горочного локомотива, преобразуется в электрический, который приводит в движение механизмы локомотива и позволяет выполнить поставленные перед ним задачи – заехать под состав и надвинуть его на сортировочную горку. МАЛС БМ автоматически самостоятельно регулирует скорость заезда, качество сцепки локомотива с составом, усилие по надвигу, скорость движения, остановку локомотива.

Для исключения рисков травмирования работников на путях необходимо также предусмотреть оборудование путей парка прибытия системой видеоконтроля с выводом на монитор техника, а также оборудовать ограждение по периметру от посторонних лиц.

– Будет ли положительный эффект?

– Реализация идеи в будущем предусматривает оптимизацию и переориентацию штата машинистов и помощников машинистов, занятых на операциях надвига и роспуска составов с горки. Им предстоит освоить обслуживание горочных маневровых локомотивов без участия и присутствия машиниста в кабине локомотива. Было три машиниста на трёх локомотивах на надвиге – останется один техник, обслуживающий три локомотива. Кроме того, это ещё и автоматизация и сокращение времени в технологическом процессе работы станции по выполнению операций надвига и роспуска составов с горки, исключение человеческого фактора, ошибок при управлении горочным локомотивом.

Сократится и время на ТО-1 (приёмка-сдача локомотива бригадой), так как фактически принимать локомотив может техник. Здесь, конечно, потребуется переработка инструкций ЦТ о порядке приёмки-сдачи. Один оператор сможет контролировать несколько локомотивов одновременно. Техник не обязательно должен быть машинистом по штату. И ему не понадобится проходить строгую медкомиссию для локомотивных бригад. Кроме того, операторами могут работать бывшие машинисты, отстранённые по состоянию здоровья. Кстати, на станции Лужская Октябрьской дороги с июня
2015 года проходила испытания система маневровой автоматической локомотивной сигнализации без машиниста МАЛС БМ, и с сентября 2017 года 97,6% операций надвига и роспуска составов горочным локомотивом происходит без участия машинистов.

– Второе место на краудсорсинговой платформе. Что потребовалось для достижения такого результата?

– Про работу на платформе могу сказать, что понадобилось взглянуть на существующие проблемы со стороны, а для выработки актуальной идеи приходилось соединять свои знания и опыт с существующими передовыми мировыми разработками и технологиями и спроецировать их на работу железнодорожного транспорта.

Деятельность на краудсорсинговой платформе занимает много времени, в том числе и по вечерам, и в выходные дни. За терпимость и понимание важности работы на платформе хочу поблагодарить свою семью, выразить признательность за поддержку со стороны начальника технологической службы Дмитрия Индейкина и своих коллег. Работа на платформе позволяет расширить рамки имеющихся знаний и опыта, узнать тенденции развития железнодорожного транспорта, реализовать свой потенциал.

Беседовала Вера ГАРАЕВА

Источник: Газета «Волжская магистраль», выпуск № 019 | 06.02.2019 | 7 полоса