Москва, ул. Профсоюзная, д.56, эт.15 оф 19-23
+7 (495) 336-16-19 (многоканальный)

Интранет для управления знаниями: опыт «ТЕКОРА» для ВТБ24

29 апреля 2016 г.


Книга «Интранет и все-все-все»


Публикуется фрагмент книги «Интранет и все-все-все», адресованной руководителям компаний, HR, PR специалистам, сотрудникам отделов внутренних коммуникаций, редакторам корпоративных порталов и социальных сетей, маркетологам, менеджерам по  корпоративной культуре, консультантам digital-агентств, а также  всем, кто хочет больше узнать об электронных коммуникациях в современных компаниях и их роли в формировании информационной среды.

Дмитрий Огнёв,
Директор по развитию бизнеса, ЗАО «ТЕКОРА»

Татьяна Свидунович,
Начальник Управления эффективности процессов,
ПАО ВТБ24

В капиталистической реальности, в отличие от ее учебной модели, важна не конкуренция цен, а конкуренция между новыми товарами, новыми технологиями, источниками снабжения, новыми видами компаний… конкуренция, которая ударяет не по прибыли компаний, а по самой основе их жизни.

Джозеф Шумпетер, «Капитализм, социализм и демократия», 1942

Человеку в принципе свойственно быть креативным. Именно креативность помогла человечеству пройти естественный отбор. Большинство людей в быту изобретательны, постоянно решают задачи по оптимизации бюджета, пространства дома, дачи и т. п. Но почему-то именно на работе люди сдерживают и не всегда проявляют свой интеллектуальный потенциал. Чтобы естественная креативность сотрудников проявлялась и на работе, нужно создать для этого подходящие условия.

Как работают с идеями в мире и в России? В зарубежных компаниях сотрудник в среднем приносит одну идею в год, в то время как в России в среднем сто сотрудников в год подают всего пять идей! Но причина не в том, что у нас нет идей и креативных людей. Проблема в том, что в наших компаниях работа с идеями носит несистемный, эпизодический, а зачастую и сильно забюрократизированный характер.

При этом эффект от работы с предложениями может быть значителен, например, уже в первый год внедрения системы «Биржа идей» в Сбербанке России экономия составила около 1 млрд рублей, в 2014 году дополнительная прибыль, полученная по итогам внедрения идей и предложений сотрудников Рязанской нефтеперерабатывающей компании (НК «Роснефть») составила 2 млрд рублей.

В международной практике достаточно давно признано, что работа с идеями – отдельная предметная область, работая в которой, можно получать серьезные эффекты для компании. От простейшей экономии и поиска активных сотрудников, до разработки новых продуктов и реализации нового подхода к управлению компанией.

И если в настоящее время важность работы с идеями признана в мире и не вызывает вопросов, то внедрение подобных подходов часто не приводит к ожидаемым результатам. Дело в том, что данная задача требует комплексного подхода: необходимо наладить постоянный поток идей, вовлечь сотрудников, обеспечить информирование, внедрить адекватную систему стимулирования и т. п.

Но что же мешает организовать процесс работы с идеями должным образом? Как это ни удивительно, но главным барьером является текущее состояние корпоративной культуры. В большинстве организаций за рубежом и у нас корпоративная культура является, по сути, антииновационной: новаторов не любят, ошибки не прощают, сотрудников не вовлекают и не поощряют. Также серьезными барьерами являются несовершенство процессов, низкий уровень коммуникаций, дефицит информации, недостаточное внимание руководства и др.

Кроме перечисленных барьеров, создающих трудности при работе с идеями, есть еще и ряд особенностей.

Во-первых, идеи – это специфический объект управления. Идея рождается в голове человека, и поэтому при работе с идеями крайне важно учитывать психологический фактор. Идея и автор неразрывны. Люди совершенно по-разному воспринимают идею от авторитетного сотрудника и такую же идею, поступающую от рядового сотрудника.

Во-вторых, управление идеями – это предметная область, которая зачастую является неосновной деятельностью компании. Но с началом работы с идеями необходима реорганизация текущей системы управления: нужно разработать и внедрить специальный процесс работы с идеями, выделить сотрудников для рассмотрения и обработки идей, выделить бюджет для стимулирования авторов и участников процесса.

В-третьих, все участники процесса имеют свои опасения. Наиболее распространенные опасения, останавливающие сотрудников от предоставления идей, выглядят следующим образом: украдут, засмеют, накажут, заставят делать. У экспертов также есть опасения, связанные с ожиданием низкого качества подаваемых предложений и второстепенности данной деятельности.