К вопросу построения корпоративной инновационной системы
Глобализация, ускорение и нестабильность экономических процессов
Глобализация рынков (рост конкуренции, трудности с реализацией производимых товаров и услуг), нарастающий дефицит материальных и людских ресурсов, ужесточение требований к обеспечению экологической безопасности, ускорение экономических процессов и многое другое, в совокупности, вынуждают современные компании все более последовательно осваивать широкий спектр подходов, обеспечивающих их способность адаптироваться и развиваться в современной экономической конкурентной среде. За последние несколько десятилетий ведущие организации освоили систему управления качеством и систему непрерывного измеряемого улучшения, проводили реинжиниринг, разворачивали компании по сокращению затрат, создавали команды по совершенствованию продукции и сервиса, проводили диверсификацию рабочих мест, осуществляли изменения в корпоративной культуре. Они делегировали управленческие полномочия сотрудникам, вдохновляя, стимулируя и тренируя их. В процессе своей жизнедеятельности компании непрерывно осваивали что-то новое: внедряли новые продукты и услуги. И наряду с этим, организации интенсивно осваивали новые методы ведения бизнеса, проводили слияния и поглощения, консолидировали одни части и выделяли в дочерние организации другие[1]. Короче говоря, организации прилагали непрерывные интеллектуальные усилия для обеспечения необходимого уровня своей адаптивности и устойчивости развития, добиваясь при этом желаемых результатов.
В настоящее время становится очевидным, что нас ждут еще более грандиозные изменения, которые будут происходить с еще большей скоростью (рис.1).[2] Нарастающая глубина, слабая предсказуемость и высокая скорость изменений усиливают тенденции к повышению эффективности использования интеллектуальных ресурсов. Новые условия требуют принципиально нового отношения к идеям как к новому типу капитала, который может быть инвестирован в бизнес, слабо поддаваясь при этом формализации, контролю и накоплению. Об этом говорят все.
Расширение границ применения инноваций
В условиях нарастающей глобализации, ускорения и нестабильности экономических условий организации для обеспечения своей жизнеспособности все чаще используют различные идеи и предложения. Причем идеи и предложения распространяются практически на все аспекты жизнедеятельности организаций, имея отношение не только к совершенствованию налаженных производств и освоению новых видов продукции и услуг, но и к внедрению новых схем управления бизнесом. Новые товары и услуги остаются приоритетными направлениями в корпоративных инновационных процессах. Однако, они все в большей степени замещаются тенденцией к обеспечению выживания за счет инноваций в области моделей (систем) управления (рис.2) [3]. «Правда в том, что в лучших компаниях успешные инновации затрагивают все аспекты бизнеса. Совершенствование бизнес-процессов, поиск новых способов снижения издержек, улучшение существующих бизнес-моделей и изобретение новых подходов к маркетингу продуктов — вот лишь несколько примеров инноваций, оказывающих влияние на финансовые показатели компании»[4].
Идеи и предложения, расширяя границы своего применения, становятся все более действенным и востребованным экономическим ресурсом.
Источники инновационных идей и предложений
Характерной чертой современного корпоративного инновационного процесса является ориентация на привлечение идей и предложений из различных источников. Так компания Procter&Gamble в качестве источников идей помимо собственных закрытых информационных сетей использует общедоступные открытые сети, в которые входят как отдельные люди, так и организации. Через открытые сети ведется поиск идей в государственных и частных лабораториях, в академических и других исследовательских организациях. С их помощью компания Procter&Gamble выходит на поставщиков, розничных торговцев, конкурентов, партнеров по развитию и торговле, венчурные компании и отдельных предпринимателей.[5]
Подобные тенденции к использованию всевозможных источников подтверждаются и результатами опроса, проведенного компанией IBM в 2006 году (рис.3). В то же время, из результатов данного опроса видно, что наиболее мощным источником идей руководители более чем 750 предприятий считают штатных сотрудников своих компаний (рис.3).[3]
Именно сотрудники предприятия, непосредственно вовлеченные в производственный процесс, наиболее детально представляют себе реальные возможности совершенствования и развития бизнеса. Хорошим подтверждением сказанному может послужить программа British Petroleum Quick Hits. «Основной предпосылкой программы Quick Hits было признание того, что непосредственные исполнители – то есть люди на своих рабочих местах – находятся в наилучшем положении, чтобы предлагать идеи по немедленному улучшению повседневных операций».[6]
Помимо решения повседневных задач предложения и суждения сотрудников содержат ту уникальную информацию, которая может помочь руководству предприятия узнать о наличии проблем задолго до их внезапного и опасного проявления. Ведь в какой-то момент ранее безупречные механизмы начинают давать сбои. Поэтому, опираясь на предложения и суждения сотрудников, руководство организации может «выстроить схему реагирования на подобные сбои»[7]. Примером реализации такого подхода может послужить практика управления японскими компаниями, в которой весьма популярен термин варуса-каген. Варуса-каген обозначает «такое положение вещей, когда проблемы вроде бы еще нет, но уже нельзя сказать, что все идет нормально»[8]. Так сотрудники одного из заводов Tokai Rika в течение года указали на 534 аномалии. Некоторые аномалии могли бы привести к серьезным срывам, если бы о них своевременно не было проинформировано руководство[8].
Однако, несмотря на важность использования интеллектуального потенциала сотрудников предприятий, организации сталкивается с многочисленными трудностями при попытке организовать постоянный корпоративный инновационный процесс.
...
Евгений КАРЯЕВ,
Генеральный директор компании «ТЕКОРА»
Валентин МАТОХИН,
Советник генерального директора по системам
инновационного развития, «ТЕКОРА»
Примечание – Здесь представлен только фрагмент статьи. Полный текст статьи по выстраиванию на корпоративном уровне инновационного процесса доступен по ссылке – http://tekora.ru/upload/docs/ipm_tekora.pdf
Источник: Журнал о технологиях управления нематериальными ресурсами предприятий «Нематериальные ценности», спецвыпуск
Настоящая Политика конфиденциальности персональных данных действует в отношении всех персональных данных, которые Компания «ТЕКОРА» может получить от Вас во время использования Вами сайтов компании.
Заполняя форму на сайте https://tekora.ru/ и других веб-сайтах Компании «ТЕКОРА», которые собирают данные и ссылаются на эти условия, Вы даете свое добровольное согласие Компании «ТЕКОРА» на обработку нижеследующих персональных данных с применением автоматизированных средств обработки или без таковых: фамилия, имя, отчество; место работы, наименование занимаемой должности; адрес электронной почты; номер контактного телефона.
Предоставляя Компании «ТЕКОРА» информацию, необходимую для инициирования дальнейшего взаимодействия, Вы выражаете согласие на ее использование в соответствии с настоящей Политикой.
Если Вы не согласны с приведенными в настоящем документе условиями, пожалуйста, не используйте данные веб-сайты и не заполняйте формы запроса информации.
Компания «ТЕКОРА» означает:
АО «ТЕКОРА», Юридический адрес: 119633, г. Москва, муниципальный округ Ново-Переделкино, Боровское ш., дом. 18, корп. 3, этаж 1, помещение 1, комната 5, офис 40.
Почтовый адрес: 117393, Москва, ул. Профсоюзная, д.56, оф. 15оф 19-23.
Под обработкой персональных данных понимаются действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, в том числе Федеральным законом от 27.07.2006 N 152-ФЗ. "О персональных данных".
Предоставляя свои персональные данные Вы соглашаетесь на их обработку, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу, обезличивание, удаление, уничтожение Компанией «ТЕКОРА» в целях обработки Ваших заказов и запросов, для осуществления деятельности по продвижению товаров, работ, услуг или объектов интеллектуальной собственности на рынке путем осуществления прямых контактов с Вами с помощью средств связи, оценки и анализа сайта, анализа покупательских особенностей и предоставления персональных рекомендаций; информирования Вас об акциях, скидках и специальных предложениях посредством электронных рассылок, а также в целях связи с Вами (по электронной почте и/или телефону).
Предоставляя Компании «ТЕКОРА» свои персональные данные, вы можете быть уверены, что они не будут предоставляться третьим сторонам, за исключением случаев, когда это требуется в интересах деловых отношений между Вами и Компанией «ТЕКОРА». В некоторых случаях Компания «ТЕКОРА» обязана передавать Ваши персональные данные третьим лицам в связи с требованиями применимого законодательства. Например, это может быть в случае, когда существуют основания подозревать в совершении преступления или неправомерном использовании веб-сайта Компании «ТЕКОРА».
Вы можете в любой момент отказаться от получения сообщений по электронной почте, однако это не затрагивает передачу сообщений по электронной почте, которые требуются в целях реализации деловых отношений между Вами и компанией «ТЕКОРА».
Указанные веб-сайты содержат несколько ссылок на компании, с которыми Компания «ТЕКОРА» поддерживает деловые отношения. Компания «ТЕКОРА» не несет ответственность за соответствие требованиям по защите персональных данных в отношении использования веб-сайтов партнеров Компании «ТЕКОРА». Для получения информации о защите данных при посещении этих сайтов, пожалуйста, ознакомьтесь с политиками конфиденциальности на веб-сайтах соответствующих компаний.
Персональные данные, собираемые Компанией «ТЕКОРА», хранятся на защищенных серверах. Доступ разрешен только ограниченному числу уполномоченных лиц, которые нуждаются в нем для того, чтобы управлять веб-сайтами Компании «ТЕКОРА» или обеспечить их надлежащую функциональность, особенно в части технической поддержки.
Настоящим согласием Вы подтверждаете, что являетесь субъектом предоставляемых персональных данных, а также подтверждаете достоверность предоставляемых данных.
Компания «ТЕКОРА» предпринимает разумные меры для поддержания точности и актуальности имеющихся у нее персональных данных, а также удаления устаревших и других недостоверных или излишних персональных данных, тем не менее, Вы несёте ответственность за предоставление достоверных сведений, а также за обновление предоставленных данных в случае каких-либо изменений.
Вы можете в любой момент изменить (обновить, дополнить) предоставленную Вами персональную информацию или её часть, а также параметры её конфиденциальности путем обращения в Компанию «ТЕКОРА».
Обращаем внимание, что данное согласие предоставляется исключительно на добровольной основе. Настоящее согласие действует в течение 20 лет и может быть отозвано Вами в любое время, путем направления Компании «ТЕКОРА» заказного письма с уведомлением о вручении по адресам для корреспонденции Компании «ТЕКОРА», которые указаны в настоящем тексте согласия.
Все предложения или вопросы по поводу настоящей Политики следует сообщать Компании «ТЕКОРА» по телефону +7(495) 336-16-19 или по адресу электронной почты office@tekora.ru.
Политика конфиденциальности может обновляться в связи с возможными поправками к закону или изменениями внутренних процессов Компании «ТЕКОРА».
Последнее обновление: 1 марта 2021 г.